Усть-Вымские чудотворцы

11 февраля – память святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских

Рубрика • Святцы •

Святители Усть-Вымские Герасим Питирим Иона

О том, что уже после прославления в 1607 году епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы молитвами их совершались чудеса и записи этих чудес сохранились в Вологодском архиве, я узнала из предисловия Бориса Морозова к описанию рукописей Национального музея Республики Коми. Рукопись этого описания более 5 лет пролежала в Коми книжном издательстве, и, в бытность свою научным сотрудником Национального музея, не без труда удалось мне ее в издательстве для прочтения получить. Как раз в то время, когда началось в Усть-Выми строительство часовни над мощами святых епископов Пермских. Прошло еще несколько месяцев, за это время возведены были стены часовни над святыми мощами и приблизился день празднования общей памяти епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы. Недавно я побывала в Вологде. Поработать в архиве здесь мне пришлось лишь один день, еще полдня «пробиралась» к чудесам сквозь неожиданное препятствие: саму рукопись XIX века, хранящуюся в фонде вологодского краеведа прошлого века И. Суворова, выдать мне отказались, несмотря на сугубые просьбы, а принесли коробку с микрофильмами – рукопись оказалась объемистой, в 400 страниц, где же в ней находятся чудеса – никому было не ведомо. Так что можно считать удачей, что после препирательств с работниками архива, обеденного перерыва в оном архиве и поломки аппарата для чтения микрофильмов часа за два до закрытия я приступила к списыванию чудес и успела переписать 18 из 43 (из них мы публикуем 11. – Ред.).

***

В первой половине рукописи «Историческое и статистическое описание церквей Велико-Устюжского и Яренского уезда» два сочинения имеют непосредственное отношение к зырянскому краю. Во-первых, «Рапорт учителя Вологодского духовно-приходского училища Андрея Попова преосвященному Евлогию, епископу Вологодскому и Устюжскому… о расколе, существующем между зырянами, от 14 октября 1847 года», во-вторых, в разделе «Церковно-историческое и статистическое описание Усть-Вымской Благовещенской церкви, что в Яренском уезде, составленное в 1854 году» – рапорт священника усть-вымской Благовещенской церкви Иоанна Иеримова тому же епископу Евлогию с приложением «Предания о Благовещенском храме», «Чудес, совершившихся молитвами святых угодников Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских» и «Повести о святителе Стефане».

Оба рапорта полуторавековой давности своим слогом напомнили мне рапорты отца Савелия Туберозова, героя «Соборян» Лескова. Например, во втором рапорте историю Усть-Вымских чудотворцев отец Иоанн начинает с рассуждения о том, почему не бывает большого стечения зырян в Усть-Выми, несмотря на то что у гробницы епископов Пермских в недавнее еще время произошло исцеление трех соль-вычегодских крестьян: дескать, потому богомольцев мало, что местные крестьяне угощают их плохо (и по скупости, и по бедности), а зыряне более всего в престольных праздниках ценят общее застолье и туда едут, где их кормят-поят досыта. А заезжают в Усть-Вымь устюжане проездом на Усть-Сысольскую ярмарку да чердынцы проездом на Соловки. К тому же здешний край (Усть-Вымь, Оквад, Вожем и Коквицы) долгое время платил оброк в Вологодскую епископскую казну, а зависел от епископов Великоустюжских, почему последние даже запрещали почитание Усть-Вымских чудотворцев, а придел над их мощами освятили во имя Всех святых. Впрочем, рассуждает о. Иоанн, в древности, очевидно, к чудотворцам приезжало больше богомольцев, ибо под церковным помостом внутри сруба над их мощами образовалась яма в 3/4 аршина в глубину и ширину, а в длину гораздо более, оттого что черпали для них (богомольцев) оттуда песок, а по нынешнему числу приезжающих такой бы ямы не образовалось. Оттуда временами слышно благоухание, о чем не раз о. Иоанну богомольцы говорили. Мощи сии, продолжает он, никогда на вскрытии не бывали, о чем свидетельствует объяснение 1745 года (неизвестный документ. – Н.П.), в апреле же прошлого 1833 года получена им через члена-сотрудника Императорского Географического общества Г. Мельгунова выписка из рукописи Московской Духовной Академии № 202 «О осаде лавры Авраама Палицына и другие статьи», представляющие собой описание 25 чудесных исцелений при гробе епископов Пермских, из которых первые три чуда известны по церковным запискам, а прочие 22 здесь (т.е. в Усть-Выми. – Н.П.) известны не были. Они совершались 20 лет, начиная с 1609 г., и записки об них доставлены были этому знаменитому по истории церковной и гражданской человеку (Авраамию Палицыну. – Н.П.) без сомнения лично, но кем именно – не сказано. Вероятно, кто-нибудь из здешних монахов или послушников, соскучившись однообразием и теснотою келейной жизни, взял эти записки с собою вместо рекомендательного письма, чтобы через то получить привет и приют на чужой стороне. А потому всех чудес теперь насчитывается 43, если же присовокупить к ним 3 – новейших, то будет 46», – заканчивает о. Иоанн. Отец Иоанн списал все 43 чуда, в том числе и 25, присланные Г. Мельгуновым, но эти чудеса поместил в конце своего списка, так что я в свою очередь успела списать только первые 18 чудес, собранные, очевидно, о. Иоанном из усть-вымских рукописей, а чудеса из списка Авраамия Палицына (по слогу действительно XVII века) успела только прочесть. Это чудеса – исцеления от «огневой болезни, глазной болезни, изступления и расслабления», происходившие у гроба Усть-Вымских чудотворцев и вдали от него по молитве к ним зырянских, яренских, великоустюжских и прочих крестьян. Узнав об этих чудесах, отправилась я домой, радуясь и благодаря Бога и угодников Его, Усть-Вымских чудотворцев Герасима, Питирима и Иону.

Наталья ПЕТРЕНКО

Мощи Пермских святителей в Усть-Выми

«Чудеса, совершавшиеся молитвами святых угодников Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских, коих телеса почивают под спудом в придельном храме Всех святых, устроенном при Усть-Вымской Благовещенской церкви, которая основана с 1383-го до 1503 года в течение 120 лет кафедральным собором древней Пермской епархии».

1. Лета 7117 (1609) генваря в 20 день некую жену, по имени Анну, с Лены, что ниже г. Яренска 30 верст, привез муж ея ко гробу угодников Божиих Герасима, Питирима и Ионы, бывшую в изступлении ума от неизвестной причины. Она в припадках, продолжавшихся более двух годов, кричала, билась, рвала на себе волосы, как бы кто-то ей угрожал, ходила и ко врачам, но не было пользы, иногда говорила необычным голосом, как бы своим-не своим: «Никто не может пособить мне и исцелить меня», – и падала как бы мертвая. Наконец, истощившись всех сил, но в чувстве сознания, она обещалась ехать в Усть-Вымь, к здешним угодникам. Во время молебствования она предалась сну, и болезнь прошла, как и не было ничего. Затем, помолившись со слезами и приложившись к раке их, возвратилась домой с глубоким чувством благоговения и благодарения ко Господу Богу и угодникам Его.

2. Лета 7117 (1609) того же года февраля 12 дня некто Фалалей из Заречья, что ныне деревня Ванвиздинская Усть-Вымской волости, привезен был своими домашними к чудотворцам, который, страдавши горячкою, впал в сумасшествие, бился-метался куда попало, в огонь и в воду, грыз себя зубами и изрыгал слова хульные, но когда при гробе святых угодников отслужили молебен и окропили его святою водою, тотчас сделался здоров и отправился домой, радуясь и славя Бога и Его угодников.

3. Лета 7118 (1610) декабря 18 дня приведена была к угодникам Усть-Вымским из Яренска некая женщина именем Ульяна, которая от расслабления рук и ног в продолжение 12 лет не могла двинуться с одного места на другое, ни рук своих к устам принять, так что и питалась из рук своих домашних. Изнемогши до последней крайности, она обещала святым ехать на Усть-Вымь – видеть раку здешних чудотворцев, как же скоро была привезена родственниками в Усть-Вымь и отправлено молебствие по просьбе ея святителям Герасиму, Питириму и Ионе, то после окропления святою водою тотчас сделалась здорова, как бы ни в чем не бывши. Затем отправилась домой, радуясь и славя Бога и угодников Его.

4. Лета 7183 (1675) (по некоторым записям – 1582 г.) ноября 17 дня некто по имени Михей из Пустыни, что в Сольвычегодском уезде, сделавшись вдруг ночью неизвестно от чего болен ногою так, что не мог перейти с одного места на другое, когда по внушению некоего христолюбца Емилиана, чтобы обещался помолебствовать Усть-Вымским чудотворцам, положил во уме своем идти и молебствовать им, то тот человек сделался здоров. Но, прибывши в Усть-Вымь, не застал священнослужителей дома и потому во исполнение своего обета точию оставил несколько денег на свечи и молебен, а сам воротился домой. Но по миновении времени он опять почувствовал боль в правом боку, приведшую его почти до смерти. Домашние его впали в печаль и малодушие, Михей же сказал: «Не гнева ли ради Усть-Вымских чудотворцев это со мной случилось, что я некогда обещался им молебствовать и не исполнил сего в точности?» Тогда он рассказал родственникам, от чего это произошло, а они, подумавши, ему говорили: «Может быть, молебен святым угодникам в самом деле не отправлен?» – и потому советовали ему пойти из Пустыни до Усть-Выми пешком и молебен отправить чудотворцам непременно при себе. Как же скоро он на это во уме своем согласился, то тотчас сделался здоров и, исполнив по некотором времени обет свой в точности, почувствовал с того времени к угодникам Усть-Вымским особое усердие и веру.

5. Лета 7193 (1683). Тот же Михей в бытность свою в сибирских городах из-под Албазинского острога был взят в плен по повелению Китайского богдыхана в числе 97 человек и в продолжении 15 недель, будучи в великой печали и опасности по причине неволи, скудной пищи и принуждения к отречению от христианской веры, положил в уме своем обет молебствовать Усть-Вымским чудотворцам, да избавят они его от такого наказания. Вскоре по милости Божией и по ходатайству святых Его дана была Михею свобода возвратиться в отечество с пятью товарищами. По случаю сему, прибывши домой, он, Михей, для постоянного утверждения в памяти своей сего благодеяния Божия и благоговения к Усть-Вымским чудотворцам, устроил в своем селе часовню во имя их и приходящих туда богомольцев и нищих принимал, исполнившись большого усердия по святителям.

6. 7201 (1693) (по некоторым записям – 1599 г.) года марта 4 числа он же, Михей, по случаю домашних неприятностей вздумал переселиться в соседственную Чакульскую волость, перевезя вместе с собою часовню и икону чудотворцев Усть-Вымских. И, в бытность его уже там, вдруг в ночную пору заболел у него правый бок жестоко. Тогда он, Михей, подумал, что святителям не угодно его перемещение и обещался отложить свое намерение. Вследствие чего немедленно получил облегчение. Так как в Чакуле у Михея была куплена деревня для хлебопашества и жительства, то он снова предпринял то же и когда находился на новой селидьбе, то опять заболел у него тот же правый бок сильнее прежнего. Наконец, по усилившейся боли, принужден был сознаться, что наказуется он за нарушение обета, и сказал: воистину недобро есть противиться воле Божией, – и паки со слезами стал молиться святым угодникам Усть-Вымским, обещаясь непременно возвратиться на прежнее жительство. Получив облегчение в болезни, он немедленно отправился в Пустыню, везя с собой и чудотворный образ угодников, и дорогою же получил совершенное здравие, когда шел пешком, решивши ничего не предпринимать без их воли.

7. Лета 7202 (1694) этот же Михей переехал на жительство в Урдомскую волость, икону помянутых чудотворцев взял с собой, а часовню оставил на своем месте в Пустыни, но здесь несчастье открылось над скотом его. Тогда сыну его Григорию, во время проповеди как бы вздремавшу, явился некий муж, украшенный сединами и в светлой одежде, и сказал тихо: «Григорий, перевезите вы из Пустыни часовню и поставьте на Урдоме близ своего дома, поставьте и образ великих святителей и другими иконами украсьте по обычаю, молебствуйте же на память их, милостыню творите, и подастся вам от Бога по милости великих святителей Усть-Вымских здравие и всякое благополучие».

8.Лета 7214 (1706) тому же Михею опять приключилось несчастие, поелику перевозить часовню из Пустыни он замедлился, то в вешнее время лучший бык из стада скота его потерялся безвестно, и сколько Михей в продолжение 10 дней не искал его со многими посторонними людьми – нигде не мог найти. Как сам хозяин, так и домашние его печалились и жалели его, но Михею известно было, к кому прибегать в печали. Он пред образом чудотворцев, павши на колени, молился со слезами, чтобы открылись хотя бы малые следы потерянного вола, обещеваясь перевесть и часовню немедля. В то же время дочь его для некоторой надобности пошла на гумно и там, в середине соломенного скирда, увидала своего быка, который стоял и мычал. Михей, услышав о таком чуде и прославив Бога, позвал туда соседей, но никак не могли открыть, где оный бык в продолжение того времени находился и откуда очутился. После всего Михей получил самую твердую веру в святость и ходатайство Усть-Вымских угодников, того же лета против течения реки Вычегды перевез часовню из Пустыни и украсил всяким украшением. За сию веру Михей получил особенное домовое благословение от Бога по молитвам святых угодников Усть-Вымских.

11. 1710 июня 26 дня некто Иосиф, прибывший из Устюга, объявил о себе, что он после трясучей лихорадки впал в расслабление всего тела и находился в том положении до полугода, так что наконец был при смерти. В один день около полудня во время легкого сна явились ему Усть-Вымские чудотворцы, все трое вместе, и сказали тихим голосом: «Иосиф, обещайся идти в Усть-Вымь, молебствовать тамошним угодникам, и получишь там исцеление». В то же мгновение сделалось ему легче, и как скоро положил в уме исполнить по повелению, тотчас сделался здоров. Исполнив же молебные пения при гробе угодников Божиих, он отправился домой, радуясь и благодаря Бога и угодников Его.

12. Некая женщина по имени Анна (по некоторым сведения зазорного поведения) объявила также, что она страдала икотною порчею около двух лет так, что впадала в изступление ума почасту, произносила в это время непристойные слова и, бывши наконец при смерти, положила в уме своем во избавление своего от такого несчастия молебствовать святым Усть-Вымским чудотворцам. Вследствие сего сделалось ей легче, а когда исполнила обещание и окропилась святою водою, то совершенно от болезни избавилась.

16. Лета7222 (1714) генваря 27 дня прибывший с Мезени Кеврольского уезда (ныне Мезенского) из деревни, нарицаемой Окладникова слобода, некто Козьма Дмитриев объявил о себе, что он, будучи не совсем здоров глазами, первого числа генваря поехал из дому для торговой надобности в Усть-Вымь на праздник святителей, так как 24 числа здесь открывается Торжок, но дорогою жестоко занемог глазами и совсем зрение потерял. На половине дороги, простирающейся до четырех верст, а именно – в Глотовой слободе, он, услышав о чудесах Усть-Вымских угодников и помолившись усердно Богу, положил не только намерение молебствовать им, но и житие и образ их списать; давшись же ненадолго сну, получил исцеление, как бы не бывал и болен, и поехал вперед с радостию.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий