Прокопий поможет
Владимир КРИВЦУН
1970–80-е. Время детства и юности многих из нас. Годы, которые мы вспоминаем с неизлечимой ностальгией. Как было хорошо «от Москвы до самых до окраин». Езжай, иди, лети, плыви – куда хочешь! Хоть на лошадях, хоть на поезде, через всю необъятную страну на встречу с мечтой. Счастье – так близко, ещё немного, и наступит светлое будущее! Все умеют читать и писать, обеспечены работой. Тяжело в деревне? Ничего, в городе работы хоть отбавляй! Но и в деревне тех лет, в восьмидесятые, было не так уж плохо. По сравнению с современной деревней разительный контраст: кругом возделанные поля, добротные дома и везде люди, которые заняты делом. Утром ты обязательно услышишь радостный возглас петуха и увидишь стадо коров, идущих на пастбище. Глядя на фотографии тех лет, удивляешься: как же было уютно, чисто, многолюдно!
Вот примерно таким и было село Пезмог Корткеросского района, куда нас, шестнадцатилетних, привезли на картошку в сентябре 1982 года из заполярной Воркуты. Сутки на поезде, километров шестьдесят на пазике, и мы, учащиеся Воркутинского горного техникума, в другом мире. Деревянные бревенчатые избы вдоль дороги, жёлто-красный лес, свежий воздух, простор. «С каждым днём всё радостнее жить!»
Куда-то ехали трактора, мчались грузовики, автобусы с людьми, все чем-то были заняты. Амбары и склады, хозяйственные постройки, промышленные объекты и огромные поля. В общем, торжество социализма. Тогда это было не объяснить, так же как не объяснить, почему же, несмотря на успехи социализма, на караваны железных коней и рёв моторов, в сторонке сиротливо стоит никому не нужный старинный храм. 1982 год… И почему же нет счастья в глазах людей?
Прошло сорок лет. Каждый день – день милости Божией. Всё создано Творцом для человека. Сколько красоты в простых ромашках и клевере! Они наверняка знают секрет счастья и радости, который пытается постичь род человеческий. Опять эта же дорога, синее небо, полевые цветы. Изменилось многое и в этом селе, и во всей матушке России, но теперь храм венчают купол и крест. Разве не чудо, что у народа есть ещё и силы, и вдохновение строить и восстанавливать храмы!
Господь привёл меня сюда 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери. А ещё 21 июля – это день памяти блаженного Прокопия, в честь него, оказывается, и построена эта церковь. Вот оно – настоящее светлое будущее, здесь и сейчас! Хватит вспоминать и ныть о том, как было хорошо в СССР! Вперёд, в раскрытые врата чудной церкви!
Как жителям села Пезмог удалось не только сохранить почти разрушенный храм, но и восстановить? Думаю, не обошлось без помощи одного человека, жившего в XIII веке. Он первым на Руси принял подвиг юродства Христа ради.
Зинаида Киселёва, жительница села Пезмог, рассказывает:
– По национальности Прокопий Устюжский был немцем, но когда приехал в Россию по делам торговли, ему понравилась природа края. И как-то в Великом Новгороде он решил зайти в церковь. Ему очень по сердцу пришлась литургия. Решил он принять на себя подвиг юродства и странствовать по земле. Ходил по сёлам днём, и люди смеялись над ним, даже кидали камнями, а он всё это терпел. Ночевал зимой на улице, делал это специально, чтобы прийти к Богу. И Господь его принял. Когда юродивый ходил по городу, всегда держал в руках три кочерги. И если кочерги держал вверх, значит, будет хороший урожай, приметили люди. Если держал вниз кочерги, значит, урожая не будет…
«Если сострадательные и добрые люди подавали ему милостыню, он принимал с любовью и благодарностью, но не каждый день, – рассказывает нам житие Прокопия. – А от богачей, нажившихся неправдою, никогда ничего не брал, хотя был голоден, а нередко и по несколько дней оставался совершенно без всякой пищи».
Любили на Руси юродивых, хоть и не всегда понимали. Но чувствовали в их словах и делах Божию правду, хотя они порой совершали безумные поступки. И поэтому на Русском Севере немало храмов, освящённых в их честь. Вот и здесь, в селе Пезмог Нёбдинской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, в 1777 году крестьяне построили деревянную церковь в честь Прокопия Праведного. В 1843 году вместо неё возвели каменный Богоявленский храм, где Прокопьевским стал один из приделов. Это одинственное, что уцелело к нашему времени, так что церковь снова стала Прокопьевской, какой была изначально.
Жительница села Пезмог Лидия Юранева рассказывает:
– У нас было три престола: Власия Севастийского, Прокопия Устюжского и Богоявления Господня. Службы шли около ста лет. Бабушка мне рассказывала, что, когда наступили гонения, во время службы вытолкали людей на улицу, а двух священников посадили на телегу и увезли куда-то через деревню в лес. Некоторое время спустя вернулись без них – значит, расстреляли. Побросали в одну кучу некоторые вещи из церкви, утварь, часть икон, а потом сожгли. А иные иконы выбросили в овраг. Валерий Александрович Кутькин рассказал, что ему было пять или шесть лет, когда они с бабушкой из оврага тайком переносили образа на чердак. Когда мы начали восстанавливать храм, он принёс две иконы. Одна – «Моление о Чаше», вторая – «Богоявление Господне».
– Мой прадедушка Степан был старостой этого храма, а прабабушка Пелагея пела в церковном хоре, – вспоминает раба Божия Антонина. – Обе мои бабушки после закрытия храма начали молиться дома. У одной, со стороны мамы, было много старинных книг и очень много икон – большие такие! Я всё время смотрела на лики, и мне казалось, что они как-то по-особому светятся. Другая же бабушка дома молилась. Молилась всё время. Я очень хорошо помню, как притягивал нас храм. Но и боязно было, мы же маленькие были. Сейчас, слава Богу, возрождается наш храм, но было время, когда мы уже думали, что он никогда не возродится.
* * *
Наверное, только чудом можно объяснить те благоприятные обстоятельства, благодаря которым началась работа по возрождению церкви. В 2012 году жители села обратились за помощью к благочинному иеромонаху Александру (Митрофанову). Батюшка откликнулся и начал служить молебны.
Отец Александр рассказывает:
– Году в 2013-м началось восстановление этого храма. Одна часть была взорвана ещё в советские годы, остался лишь придел Прокопия Устюжского. Начали служить молебны, а местные жители собрались и поехали в гости к Прокопию Устюжскому в Великий Устюг. Там помолились, и блаженный услышал молитву. Нашлись благотворители, и сам народ загорелся. Начали активно. А потом вспомнили про церковную десятину. Мы из Ветхого Завета о ней знаем. И вот люди посоветовались и рассудили: «А давайте мы тоже будем платить десятину, на эти средства будем закупать стройматериалы, восстанавливать!» Мало где так бывает. Поначалу каменный храм восстановили, следом решили пристроить тёплую трапезную – зимой-то после службы хочется пообщаться, чай попить. А потом: «Давайте ещё и тёплую зимнюю церковь построим!» Каменный храм протопить сложно. Поэтому стали строить деревянную церковь. В алтарной части уже стены возведены, будет ещё и крыша в этом году, в следующем году постараемся внутреннее убранство закончить и перейти зимой сюда служить.
Интересно, что незадолго до того, как храм восстановили, в соседнее село из города переехал Игорь Дубов, нынешний настоятель. Он тогда и не помышлял, что станет священником, просто купил домик в деревне, чтобы жить в тишине. Но обрёл крепкую веру, ревность о Господе, принял священный сан и уже очень многое сделал здесь своими руками.
– Вместо жалоб на плачевное состояние храма 11 июля 2014 года мы повесили объявление, чтоб народ собирался на уборку в храм, – рассказывает Лидия Юранева. – Помыли полы, отскребли всё, вывезли очень много мусора. И пригласили отца Александра, который провёл здесь молебен. Мы потом спрашиваем: «Отец Александр, а можно восстановить этот храм?» Непонятно нам было: ведь ни окон, ни дверей… С этого у нас и началось. На следующий год мы закрыли все окна досками и начали собирать на храм деньги понемножку. И каждое воскресенье мы здесь собирались. Восстановили крышу, купол заказали, восстановили колокольню. Сейчас новый придел начинаем. У нас в храме сохранился старый пол, ещё с 1834 года (1834-й – год начала строительства каменного храма. – Ред.), из полубрёвен, очень прочный. Где смогли, отреставрировали, помыли и покрасили. Всё блестит сейчас…
В престольный праздник в Пезмог съехались гости из окрестных деревень. После службы потрапезничали, а потом отец благочинный взял в руки гитару и все дружно запели песню архидиакона Романа Тамберга:
Мы путники в вечном пути,
И вечно должны мы стараться
Идти лишь, идти и идти…
Хоть сил уже, кажется, нет,
И всё же, родные, в дорогу!
На месте топтаться нельзя,
Помолимся, братия, Богу,
Понудим немножко себя.
И что может сравниться с этим пением в сельской церкви, где множество самых разных людей, «путников в вечном пути», сделали остановку в церкви во имя юродивого Христа ради Прокопия, чтобы идти дальше не оглядываясь.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий