Фаворский свет в горах Кавказа

Александр Чернавский

Заметки паломника

На Валаамском подворье

Успенским постом, накануне Преображения Господня, мы с Олегом Ивановичем Бельченко, хранителем чудотворного образа святого царя Николая, вылетели в Сочи для встречи с его духовником, схиигуменом Гавриилом (Виноградовым–Лакербая), известным православным читателям как Игумен N. Многие годы мне приходилось слышать восторженные отзывы читателей о книге Игумена N. «В горах Кавказа», а теперь предстояло побывать в тех местах, о которых рассказывается в книге. Хотелось, поднявшись над суетой лежащего в страстях мира, пообщаться с монахами, продолжающими по мере своих сил традиции кавказских подвижников прежних времён. Да и взглянуть на свою жизнь с горных вершин тоже хотелось.

…Поздним вечером о. Гавриил встретил нас в аэропорту Сочи и отвёз к себе, на подворье Валаамского монастыря. Скрипнули открывшиеся ворота – и на нас повеяло особым духом покоя и умиротворения.

Архиерейская келья, куда мы с Олегом Ивановичем пошли обустраиваться, представляла собой просторное помещение с выходом на балкон, над которым свисали грозди винограда. В центре комнаты – камин, справа от него – книжный шкаф с духовной литературой, слева на стене – ростовой портрет Государя Николая Второго с имперскими флагами по бокам.

Олег Иванович уже неоднократно здесь бывал, а для меня всё было впервые. Невольно вспомнил афонские монастыри, скиты, кельи. Молитвенный монастырский дух роднил с греческим Афоном, но чувствовалось и самобытное влияние русской простоты, строгости и особой душевности. Культура Византии в монашеских поселениях о. Гавриила проявлялась в своеобразной эстетике, основательной продуманности всего вокруг, в добротном монашеском труде, вложенном во всё.

Замечательная традиция кавказских молитвенников – уделять большое внимание молитве, умному деланию. С исихастской молитвенной традицией мы соприкоснулись на следующее утро, в 5 часов. Что представляло из себя местное исихастское правило? После полунощницы сначала четыре сотницы (по чёткам) Исусовой молитвы, притом каждая сотница начинается с 20 земных поклонов, затем сотница «Пресвятая Богородица, спаси нас», с тем же поклонным началом, потом 50 молитв «Святые Ангелы Господни, молите Бога о нас» с 20 поясными поклонами и следующие 50 молитв, разбитых на пять десятков, с поясными поклонами: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», «Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас», «Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас», «Преподобнии отцы Сергие и Германе, молите Бога о нас», «Все святии, молите Бога о нас». Шестьсот молитв утром с сотней земных и с семью десятками поясных поклонов – это немалая нагрузка, требующая хорошей подготовки. Нужно отметить, что такое молитвенное правило строго соблюдалось во всех скитах отца Гавриила, где нам удалось побывать.

В храме, где мы совершали молитвенное правило, вдоль стен стояли стасидии, что также напомнило мне греческие храмы. Промежутки между земными молитвенными поклонами – важная поддержка нашей телесной немощи. Молитву читали поочерёдно монахи и послушники. В каждой обители находились ревнители Иисусовой молитвы, совершающие её с особым вниманием. Во время чтения молитв чувствовалась сосредоточенность и внимательность в отношении правильности и чёткости произносимых слов молитвы. Братолюбие, отсутствие суеты и простота общения между братией – это для меня, побывавшего во многих монастырях России, Украины, Беларуси, Америки и Греции, верный признак заботливого и верного духовного руководства.

Поездка в верхний скит

Братский корпус и пчелиные ульи

После пары дней адаптации к местному климату, монашескому укладу жизни на подворье мы отправились в верхний скит. Скит находился в нескольких часах езды от подворья довольно высоко в горах. Преодолев два пограничных поста, проехав несколько деревень, а затем красивый водопад «Чашечный», мы приближались к райскому месту.

Здесь когда-то была опытная пасека Краснополянского пчелохозяйства, а в конце 1999-го валаамский наместник архимандрит (ныне епископ) Панкратий выбрал это место для скита. В начале 2000-х его настоятелем стал схиигумен Гавриил. За годы деятельного обустройства скита здесь появились трёхэтажный братский корпус и келии, храм, колокольня, разные хозяйственные помещения, а также пасека, теплицы, огороды и пруды с золотыми рыбками, карпами и форелью.

«Скит во имя иконы Божией Матери “Владимирская” в с. Аибга-2» – так было написано на въездных воротах. Просто диву даёшься, как сюда по узким горным дорогам завозились строительные материалы. Храм в скиту небольшой, но уютный, и отношение к молитве такое же основательное, как и на подворье.

На следующий день мы с Олегом Ивановичем обошли монашеские владения и искупались в небольшом пруду, распугав разводимых там больших рыб. Везде в этом горном скиту чувствовалась твёрдая хозяйская рука. После выполнения мною небольших послушаний отец Гавриил спросил, прочитал ли я подаренную мне ещё в Москве книгу «Кавказские подвижницы». Я ответил, что пока не добрался до неё. Он подал мне ещё один экземпляр, предлагая всё-таки прочесть. И я понял, что именно здесь, в скиту, в Кавказских горах, мне могут приоткрыться тайны подвижничества героев этой книги. Воспринял я это как небольшое послушание и углубился в чтение, всё больше осознавая, для чего приехал к кавказским монахам.

Книга «Кавказские подвижницы»

Книга написана на основе воспоминаний духовного сына матушки Елены, схиархимандрита Саввы, известного и почитаемого всей Грузией и Грецией. Редко можно встретить великих подвижников – духовных сыновей монахинь. Это тоже заставляет нас, ныне живущих мужчин, задуматься и вспомнить о том, что Дух дышит где хочет и что нам нужно внимательно относиться к советам духовных подвижниц.

История рода схимонахини Елены (Тувишевой) своими корнями уходит в глубину двух последних столетий. Дед будущих монахинь по отцовской линии, Стилиан, был киприотом. Все четверо внуков Стилиана, оставив мирские привязанности, безраздельно посвятили свою жизнь Христу. Младшая внучка родилась в 1887 году, а в 5-летнем возрасте исцелившись в Псковском монастыре от смертельной болезни, так и осталась в нём жить. Впоследствии эта девочка, будущая схимонахиня Елена, около 28 лет своей жизни провела в монастырях в ревностном служении Богу. В 1924 году по благословению Святейшего Патриарха Тихона, у которого она после закрытия их монастыря находилась на послушании, вследствие тяжёлой болезни была пострижена в великую схиму в Донском монастыре. Однако с Божией помощью она выжила, несмотря на сложную по тем временам операцию по удалению почки. Врачи рекомендовали ей сменить климат. Патриарх Тихон благословил её брата, архимандрита Никанора, которого хорошо знал, на поездку в Абхазию, чтобы подобрать место для будущего скита. Прощаясь с отъезжавшим на Кавказ братом, мать Елена открыла отцу Никанору тайну о явлении ей Пресвятой Богородицы, указавшей в сонном видении, где следует искать место для пустыньки.

«Место это, как сказала Пречистая, находится в пятидесяти километрах от Сухуми, неподалёку от реки Амткел, за греческим посёлком Чины», – и матушка подробно описала брату искомое место.

С таких мистических подробностей начинается книга.

Находясь в горном монашеском скиту, молясь в храме рядом с автором книги, созерцая окружающую кавказскую природу, было легко настроиться на духовное восприятие событий и смыслов, изложенных в книге. На одном дыхании прочитав её, я получил множество ответов на духовные вопросы. И мне подумалось: «Вот бы добраться до могилок этих святых подвижниц, которые сравнительно не так далеко находятся отсюда!» Но помысел помыслом, а там как Бог даст.

Готовимся к празднику Преображения Господня. В горах как-то особенно переживаешь чувствования апостолов, удостоившихся видеть Преображение Господне на Фаворе. В предвкушении праздника в душе уже звучит тропарь: «Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Величай, душе моя, преобразившегося Господа!

Служба на праздник Преображения прошла очень празднично, а в завершение на улице состоялись водосвятный молебен и освящение мёда нового сбора.

Водосвятный молебен в скиту

Пока вместе со скитской братией готовились встретить праздник Преображения Господня, мне вспоминались слова святителя Иустина (Полянского): «Преображение Господа есть образ нашего преображения, ибо у каждого христианина, по слову Апостола, должно быть преображение “от славы в славу”».

Какое преображение произойдёт со мною после празднования одного из любимых мною праздников здесь, в горном скиту?

После прочтения книги «Кавказские подвижницы» её героинь, схимонахиню Елену и монахиню Нину, я записал в помянник и стал особо обращаться к ним за помощью. Хотелось верить, что фаворское сияние в горах Кавказа можно прочувствовать и прожить, побывав на их могилах.

К кавказским подвижницам

Помолившись в верхнем скиту, мы вернулись на подворье, чтобы по готовности посетить абхазских молитвенников. И как только всё было готово, отправились в Абхазию, к отцу Паисию. О нём мы уже много слышали, и особенно меня в этих рассказах поразило, как он зимой на тракторе расчищал десятиметровые снежные завалы над пропастью на узкой горной дороге, ведущей в скит. Жутко представить всё это после поездки по тем самым дорогам.

Отец Паисий, крепкий и высокий монах с большой бородой, встретил нас гостеприимно, с несуетным спокойствием, устоявшимся благодаря размеренному укладу монашеской жизни: молитва – труд – молитва. С утра пораньше, помолившись пару часов, мы потрудились с парнем из Москвы на садовом участке.

Так случилось, что благодаря переносу ряда встреч у о. Гавриила высвободилось время, и он неожиданно предложил нам съездить к кавказским подвижницам – на могилки ставших легендарными среди православных монахинь Елены и Нины. Моё сердце ликовало от радости!

Монахиня Нина и схимонахиня Елена

 

Барельеф-памятник на могиле

Дорога предстояла не из лёгких, но у меня почему-то появилась уверенность, что всё пройдёт хорошо. Отец Паисий, сидевший за рулём, показал нам мастерство вождения по горным кручам. Иногда казалось, что мы поднимаемся под прямым углом по разбитой, размытой стихией и давно заброшенной людьми дороге. Один раз даже наш мощный джип заглох на подъёме. Совсем не верилось, что всего лишь четыре десятка лет тому назад к греческим поселениям, находившимся в округе, ходили автобусы. Впрочем, и селений тех уже нет. Остались одни фундаменты, заросшие колючим кустарником и лианами.

И вот мы проезжаем место, где когда-то находилось село Чины. Едем по заросшим грунтовым дорогам к месту другого разрушенного греческого села – Георгиевки. Где-то посредине между ними останавливаемся на краю обрыва, у деревянного заборчика из тонких жёрдочек. Вместо калитки – верёвочка, а рядом – несколько ореховых палок для паломников. Мы берём эти посохи и начинаем спускаться по тропе, ведущей по крутому склону в глубину ущелья реки Джампал, где на крутом склоне находится маленькая келья-часовня с могилками кавказских подвижниц – схимонахини Елены и её сестры, монахини Нины. Тяжелее всех приходится Олегу Ивановичу, которому пошёл уже девятый десяток. Обливаясь потом, он с большим трудом спускается по узкой тропинке. Отец Паисий отправился первым, и вскоре где-то внизу послышался колокольный звон, так непривычно звучавший в этой горной пустыне. Но вот наконец мы добрались до желанного места – могилок тех, «которых весь мир не был достоин», которые «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».

Часовня выглядит необычно

 

Монах Георгий

Нас встретил живущий здесь в отшельничестве монах Георгий. Он заботливо, с почтением отнёсся к Олегу Ивановичу, самому старшему из нас по возрасту: усадил в тень на лавочку и обмыл его ноги холодной водой.

По рассказам бывавших здесь почитателей кавказских подвижниц, на их могилках происходило много исцелений и чудесной помощи. Мы, Божиим Промыслом приведённые сюда, с упованием обратились к духовно и телесно пребывающим здесь угодницам Божиим:

«Схимонахиня Елена и монахиня Нина, вашим ходатайством перед Заступницей нашей и Её Всемилостивым Спасом вразумите и оздоровите нас! Да будет на всё святая воля Божия!»

Помолились, полежали и посидели у их могилок, соблюдая местные правила, и, напитавшись благодатью, стали возвращаться к оставленной наверху машине. Первым чудом, которое меня поразило, была неожиданная бодрость и лёгкость, с которой поднимался Олег Иванович. И хотя мы часто останавливались, чтобы перевести дух, поднялись всё же в два раза быстрее, чем спускались.

«Для человека, чьи духовные очи покрыты пеленой грехов и неверия, – всё в этом мире случайно. Отдельные события кажутся не связанными друг с другом и совершаются лишь по воле случая, независимо ни от его прежних поступков, ни от его нравственного состояния. Но тот, кто познал Истину Божию, кто очистил покаянием свои духовные очи, во всём видит действие Божественных законов, везде усматривает связь явлений, которую не видят другие» (из книги Игумена N «Кавказские подвижницы»).

«Сияния мысленные»

Каждое утро в молитвах мы просим Господа: «Просвети мои очи мысленные», но не знаем, в какой момент наши духовные очи приоткроются. Находясь в горах, я неоднократно пережил «сияния мысленные», благодаря рассказам о подвижницах почерпнул много духовно полезных советов. Для примера расскажу только об одном из «сияний мысленных», открывшихся мне.

Перед поездкой на Кавказ я работал над завершением главы в учебнике по педагогике общинной самоорганизации. В чём суть самоорганизации и самоопределения? – таким вопросом задавался я постоянно.

В «Кавказских подвижницах» есть рассказ одного из героев книги – советского генерала – о потере детской веры. Эта глава рассказывает о новом молодом учителе, который пришёл в Нижегородскую гимназию, где тогда обучался будущий советский генерал, и о том, как потрудился «прогрессивный» учитель. «Николай Петрович подвёл нас к мысли, что не Бог сотворил всё существующее, а случайное стечение обстоятельств образовало первую живую клетку, из которой эволюционным путём появилось множество различных живых существ. В результате, как-то незаметно даже для самих себя, мы пришли к мысли, что Бога вовсе не существует, а священники только обманывают народ, чтобы держать его в повиновении правящим классам… Ну а потом всё покатилось как снежный ком. Теория борьбы классов, якобы закономерная смена политических и экономических формаций, неизбежность борьбы с эксплуататорами, неизбежность революций…»

Стихийное, без Творца, без Бога, случайное стечение обстоятельств! И все социальные теории, оказывается, существуют в этой же логике…

И ведь не сказать, что о теории эволюции я не знал. Но только здесь, в горах, осознал я особое место Творца Вседержителя во всех сферах жизни. Я понял: самопознание – это не только раскрытие своих дарований и призваний, но и познание духовных, греховных препятствий, мешающих исполнить своё предназначение. Таким образом, духовный смысл понятия самоопределения, раскрывшийся мне во время чтения, – поиск воли Божией и исполнение её.

Я размышлял и о соборной самоорганизации, которая сейчас так необходима нашему народу, чтобы мобилизовать и сплотить национальные, общенародные силы для борьбы со Всемирным Злом, ополчившимся на Святую Русь.

Как должна происходить самоорганизация общин, откуда возьмутся православные патриотические лидеры? И тут я осознал: нужна прежде всего личностная духовная работа, которая поможет проявить или выработать в человеке (не без помощи Божией) «организационный ген», а уже после этого произойдёт собирание и сплочение вокруг инициатора-организатора единомышленников.

* * *

Насыщаясь духовными и телесными радостями от встреч с подвижниками, былыми и нынешними, от воздуха и видов Кавказских гор, от альпийских лугов и плодоносных садов Черноморского приморья, совершенно перестаёшь ориентироваться во времени. Оно пролетает быстро и незаметно. Слава Богу, что я успел ещё посетить некоторые духовно-исторические достопримечательности Абхазии. Особенно запомнилось живописное место, где планируется восстановление разрушенного храма в местах, связанных с древним абхазским родом Лакербая, предками отца Гавриила.

Перед отъездом мы с Олегом Ивановичем решили сохранить в фотографиях память о душеполезном паломничестве к кавказским подвижницам и подвижникам. Опыт показывает, что душевная и духовная полезность паломничества раскрывается постепенно. Для меня было очень важно посмотреть с высоты (физически и духовно) горнего мира на свою деятельность и что-то упрочить в своей жизни. Фаворский горный свет Кавказа укрепил меня в вере в чудодейственное возрождение исторической Самодержавной России.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий