Андреево стояние

Рубрика • Великий пост•

26 февраля начался Великий пост. В первые дни поста в храмах читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, совершается так называемое «Андреево стояние». Тот же канон читается и через месяц – на утрени четверга пятой седмицы Великого поста. О духовном значении этого события рассказывается в заметках прот. Михаила Помазанского (в кн. «О жизни, о вере, о Церкви»).

Святитель Андрей Критский

Почти весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, беседа с собственным сердцем, призыв к самому себе подняться из грязи жизни, проснуться, встряхнуться, начать жить бодрственно, чисто и свято. «Душе моя, душе моя, востани, что спиши!»

Не нужно думать, что святой подвижник имеет в виду не себя, а только нас, грешных, что он его написал для других, для нас, и что лишь условно, ради силы увещания, он придал канону форму личной исповеди. Нет, святой муж говорит о себе. Глубина покаяния, умение видеть нечистоту на дне души и мужественно выявлять ее на свет есть признак высоты духа, и это уменье увеличивается с духовным ростом человека.

Андреево стояние, как это слышится в самом выражении, продолжительно. Таково и все православное богослужение, оно обычно соединяется с длительными «стояниями».

Но скажут: ведь мы научены Господом, молясь, не говорить лишнего, потому что Отец прежде нашей просьбы знает наши нужды?

Да, это так, и это отражается в богослужении. Канон Андрея Критского один из показателей того, какое скромное место отведено в богослужении просьбам нашим, особенно – просьбам о земных нуждах. В церковной молитве больше слышим благодарения за сознанные и несознанные благодеяния Божии, славословия Богу и похвалы святым Его, но наиболее – покаяние, размышление, призыв к работе над собственной душой каждого из нас.

Стояние в храме есть труд для души. В этом смысл, и апостол наставляет нас: «Непрестанно молитеся». И когда человек войдет в эту сферу покаянной работы над душой и, войдя, почувствует благотворное, целительное ее действие, как действие чистого воздуха, когда полной грудью дышит душа, – тогда богослужение не утомляет, оно влечет мысль и чувство.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий