Сегодня и вчера

Рубрика • В зеркале цифр•

На встрече с представителями епархий, где присутствовал и наш корреспондент, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II среди прочего привел некоторые статистические выкладки по Патриархии, которые, думается, небезынтересны и нашим читателям.

Положение Русской Церкви

На сегодня в Русской Православной Церкви 120 епархий (до перестройки было 66), количество которых в скором времени будет соответствовать административному делению России по областям и республикам; 146 епископов (было 76), 350 монастырей (было 18). На начало 1995 года было более 17 тыс. приходов по сравнению с 6,8 тыс. десять лет назад. Таким образом число приходов в прошлом году впервые превысило послевоенный уровень – 15 тыс. (по этому соотношению можно приблизительно судить о том, какой удар по Русской Православной Церкви был нанесен при Хрущеве). Несмотря на все расколы, более 5 тысяч приходов под юрисдикцией Московского Патриархата существует на Украине. Учреждения РПЦ имеются в 34 странах мира.

Количество храмов в Москве возросло с 45 до 265, однако ок. 90 храмовых помещений, несмотря на то что они переданы по бумагам Церкви, не освобождены организациями, которые там располагались. В Москве действует также четыре мужских и четыре женских монастыря.

 

Бюджет Московской Патриархии испытывает большие проблемы. Вопреки устоявшемуся мнению, будто Москва существует за счет епархий, оказалось, что в 1995 году от епархий РПЦ было получено всего 1,2 млрд рублей; 2,6 млрд получено от приходов Москвы, в то время как только на содержание духовных учебных заведений Патриархии в Москве, Санкт-Петербурге и Тобольске необходимо 8 млрд рублей. Второй год Патриархия не получает никаких бюджетных средств на восстановление храмов. До сих пор Патриархия не может добиться того, чтобы по размеру налогообложения ее не приравнивали больше к банкам и биржам, а причислили хотя бы к категории учреждений культуры и спорта.

ЧТО СНАЧАЛА?

По результатам недавнего опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» среди городских жителей России со средним специальным и высшим образованием, религиозными считают себя 40% граждан, получающих 50-200 тыс. рублей в месяц, 30% – с окладом 201-600 тыс., 23% – от 600 тыс. до 1 млн. и 21% – более миллиона рублей.

«Чем ниже доходы россиян, тем сильнее они верят в Бога», – пишет один из комментаторов опроса («Известия», 22 февраля), вынеся эту мысль в заголовок своей заметки. Мысль довольно странная, впрочем, естественная для такой газеты, как «Известия». Комментатор будто забывает, что капитал в сегодняшней России зачастую связан с нарушением заповеди «не укради». Так что, наоборот, не правильней ли сказать: «Чем сильнее верят в Бога, тем ниже доходы»?

О ПИЩЕ ДУХОВНОЙ…

А вот данные других опросов (приведенные профессором Чедовым на Рождественских чтениях в Москве).

Верующими считают себя 40% населения России. Из них ежедневно молятся 24% опрошенных, часто – 21%, иногда – 9,2%. Посещают храмы еженедельно 14,5% верующих, раз в месяц – 21%, в праздники – 17%, изредка – 41%.

Основные религиозные обряды исполняет 21% верующих, некоторые – 59%, не исполняют – 17% верующих.

Интересная цифра: до 50% атеистов участвуют в праздновании религиозных праздников, а 6% из них даже участвуют в религиозных обрядах.

Среди жителей России, исповедующих ислам, мужчины составляют 58%. У православных эта цифра ниже – 39%. Но зато среди православных верующие с высшим образованием составляют 37%, а у исповедующих ислам только 19%.

На вопрос, должны ли священники заниматься политикой, 56% верующих ответили отрицательно. 22% опрошенных считают, что религиозное образование в государственных школах должно быть обязательно, 55,5% считают, что оно допустимо по желанию учеников и их родителей во внеучебное время (т.е. в качестве факультатива).

Характерен общий «фон» этих исследований. Отвечая на вопрос о главном в жизни, 92% россиян выше успеха в работе и дружбы ставят добрые семейные отношения; 79% равенству доходов предпочитают равенство возможностей, а 70% их двух определений слову «свобода» – «достижение материальной независимости» или «то, без чего жизнь человека теряет смысл» – выбрали последнее.

Профессор Чедов делает вывод: уровень религиозности населения по сравнению с пиковым 1991-1992 гг. несколько снизился. Но происходит поляризация в среде религиозных людей. За счет колеблющихся растет «удельный вес» убежденных верующих.

…И ПИЩЕ ЗЕМНОЙ

Как известно, главным признаком независимости государства является способность его самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания. Ярким показателем попадания России в зависимость от зарубежного импорта стали опубликованные данные по производству зерна в России. С 1990 года оно упало в два раза, составив в 1995 г. 63,5 млн тонн, – это самый низкий урожай за последние три десятилетия. Причем наибольший кризис охватил как раз исконно русские территории: в Центральном Черноземье и Поволжье сбор урожая снизился за 5 лет в три раза. Количество собранной ржи упало в 4 раза, и уже в апреле ее будет не хватать повсеместно. Ситуация усугубляется тем, что в прошлом году были окончательно проедены государственные запасы хлеба, а в этом году цены на мировом рынке сильно возросли. Специалисты прогнозируют дальнейшее падение производства хлеба в связи с уменьшением посевных площадей и падением плодородия почв из-за прекращения внесения в них неорганических удобрений.

Напомним, что за последние десять лет Россия по потреблению продовольствия на душу населения переместилась с пятого места в мире на 40-е.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий