Утро в древнем монастыре

Пётр Лужин

 

Михайловский собор монастыря

Ранним утром на территории монастыря тихо, только откуда-то доносятся звуки службы. Свежескошенная трава, покрытая росой. Открыв дверь невзрачной церквушки, слышу окончание акафиста: «Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми небесными силами». Три пожилых женщины и священнослужитель с кадилом в руках.

В нашей газете однажды писали о подворье Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Тогда обитель находилась в подвешенном состоянии – располагавшийся здесь автотранспортный техникум освободил большую часть зданий, переехав в другое, более подобающее ему место, а старинные каменные церкви и монастырские постройки остались стоять пустыми. Несмотря на то что в 2014 году обитель была передана епархии, до 2020 года она оставалась почти заброшенной и лишь два года назад снова стала действующей.

Монстырские ворота

Михайло-Архангельский монастырь – ровесник Великого Устюга. Основан он был вместе с городом, в 1212 году, а каменные здания построены в семнадцатом столетии. А сейчас это первая в городе возрождённая обитель – в статусе архиерейского подворья. Быть может, в этом есть какая-то тайная, скрытая от нас закономерность. На большой территории живёт и молится один-единственный насельник – иеромонах Иоаким (Угдужеков), приехавший на Вологодчину из Орловской епархии, он же настоятель. Этот человек, раньше никак не связанный ни с Михайло-Архангельским монастырём, ни с Устюгом, теперь восстанавливает приходскую жизнь. Священники и обычные верующие люди, с кем довелось пообщаться в Устюге, говорили, что с отцом Иоакимом нужно обязательно познакомиться. Когда мы начали переписываться, батюшка сразу согласился пообщаться, предупредив: «Но не ждите чего-то особенного. Только древность и великие соборы».

Собор Михаила Архангела и храм Преполовения

Найти монастырь в Устюге оказалось совсем не сложно. Даже среди множества городских куполов и звонниц Михайло-Архангельский собор не теряется. Монастырское подворье тоже ни с чем в городе не спутать – это самый обширный архитектурный ансамбль Устюга. В стене, которая окружает обитель, приходится долго искать вход, идя вдоль неё.

Как оказалось, отец Иоаким очень занятой монах. Побеседовать с ним возможно лишь в перерывах между службами, хозяйственными работами и многочисленными делами внутри обители. Монастырь в центре города предполагает не затворничество, а как раз наоборот – тесное общение с людьми.

иеромонах Иоаким (Угдужеков)

 

Отец Иоаким беседует с помощницей

После окончания службы ещё минут пятнадцать отец Иоаким общается с прихожанами.

– Батюшка, я в среду на службу приду. Сегодня-завтра могу, что нужно сделать? – спрашивает сухонькая старушка. – Щи, наверное, нужно сварить?

– Да щи-то пока есть. На сегодня ещё хватит, – отвечает отец Иоаким.

– Хорошо. Тогда завтра сварю.

– Да, давайте завтра.

– Ну, тогда я побежала.

– Всего доброго, Елена Ивановна.

– Видите, какие у нас прихожанки, – улыбаясь, кивает отец Иоаким вслед старушке. – Мирские женщины, а для монастыря уже совсем свои. Наш владыка даже благословил женскую общину здесь создать. Так что монастырь будет расширяться.

На неделе в Михайло-Архангельской обители проводятся литургии и полунощницы с братским молебном – как обычно в монастырях. А воскресную литургию отец Иоаким служит в Прокопьевском соборе. Объясняет:

– Когда будет братия, станем проводить воскресную службу и у нас в монастыре.

Если всё сложится хорошо, то скоро, помимо игумена, в обители появятся и другие монахи.

– У нас есть желающие принять постриг. Братия наберётся, но селить людей негде. Обустроим кельи – будут монахи, – говорит отец Иоаким. – Монастырь живёт на мою пенсию и пожертвования. Этого, конечно, мало.

– Монастырь наш очень древний, – отец Иоаким обводит ладонью окружающие нас белёные стены. – Основан девятьсот лет назад монахом Киприаном, о котором мы только что молились, как вы слышали. Мощи Киприана находятся здесь же, под спудом. Есть в обители ещё одна святыня. В Москве, в Успенском соборе, хранится Владимирская икона Божьей Матери, написанная, по преданию, апостолом Лукой. В семнадцатом веке с этой иконы был сделан список и отправлен сюда, в Устюг. А здесь специально для него построили церковь. Впоследствии икона была уничтожена большевиками, сама церковь тоже очень сильно пострадала. Но несколько лет назад церковь восстановили, энтузиастами из Москвы была снова сделана копия образа Божьей Матери. Можно сказать, что собор вернул первоначальный облик. В нашей молельне есть ещё две большие иконы, пожертвованные нам: «Распятие» и Архангела Михаила.

Разбитый образ Киприана Устюжского на стене монастырского храма

Постепенно разговор зашёл о личной вере. Отец Иоаким стал вспоминать свой путь.

– Как я пришёл к вере? – переспрашивает он. – Пожалуй, не смогу так просто ответить. Всё это происходило постепенно. Я и крестился-то только в 30 лет. Сам я из Москвы, учился в МГУ. Напротив университета на Воробьёвых горах была церковь Святой Троицы. Познакомился там с архиереем, он меня ввёл в православие. Христианство мне было интересно с точки зрения науки. Религия для меня стала продолжением социологии, истории, философии. Я поверил, потому что это разумно. Постепенно мной овладела идея служения, чтобы не просто уверовать, а воцерковиться, достичь плодов, обещанных в Святом Евангелии. Долго был белым священником. Потом понял, что для меня верным путём к Богу будет монашество. Конечно, перемены внутри не происходят сразу, как только тебя облачают в монашеское одеяние. И конечно, не всё идёт гладко. Стремлюсь понять Божью волю о себе, но смирения недостаёт. И гордость есть, и самомнение. Знание надмевает, а любовь назидает…

Белый пушистый кот трётся у ног отца Иоакима на протяжении всего разговора. И его разноцветные сородичи бродят вокруг. Думаю, действующий монастырь в городе чудесным образом притягивает живые существа к себе. И звучат здесь молитвы, хоть монах пока всего один, – обитель стала действительно домом Божиим.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий