Мороз и солнце Ёртома,

или Записки советского школьника

Владимир КРИВЦУН

Эх, как было хорошо в СССР! Всё просто и понятно, бесплатно и доступно! Сколько выходило газет и цветных журналов! Не оторваться от них! Мы – самая читающая страна! Самая добрая, хорошая, сильная и справедливая! С каждым днём всё радостнее жить! Мы наш, мы новый мир построим! Везде МЫ… И поэтому что могу написать я, троечник, еле закончивший школу, когда кругом столько отличников или просто хорошистов?

Не люблю и не умею сочинять, делаю это лишь для того, чтобы подвести некоторые итоги. Делюсь своими мыслями лишь потому, что главный редактор «Веры» Игорь Иванов предложил написать для газеты, которая ещё печатается на настоящей бумаге. Нам, бывшим советским школьникам, сейчас уже около 50 лет и больше, но мы ещё не потеряли интереса к жизни. Частенько езжу в разные населённые пункты своей малой родины. С отцом Владимиром Левичевым, например, недавно побывали в селе Ляли Княжпогостского района. Об этом приходе газета «Вера» писала в прошлом году. И что же я вижу? Вот уже 30 лет просвещает народ Божий «Вера», да ведь не только она, столько написано и сказано, что глухие могли бы услышать; да если бы это выходило в Китае, они бы уже все православными стали! А у нас не спешат… И именно этой зимой я постоянно задавал себе вопрос: почему?

Отработав 20 лет на телевидении, создавая православные передачи, я пытаюсь понять, что в «сухом остатке». Не раз меня посещала мысль о том, что вся моя деятельность, вещание и просвещение, – напрасна. Да, православные люди передачи вроде бы смотрят. Иногда. Но что с того? Зачем нужно ТВ, которое не смогло остановить деградацию? Если храмы до сих пор брошены, если люди не хотят знать элементарных базовых понятий о Церкви.

«Невозможно сказать, действительно ли это приметы конца истории или до него ещё очень далеко, – сказал недавно в одном из интервью Святейший Патриарх. – Но то, что есть приметы определённой духовной нравственной деградации в планетарном масштабе, – это факт. То, что сужается пространство духовной и высоконравственной жизни, – это факт. То, что происходит смешение понятий добра и зла, – тоже факт».

В тех же Лялях на субботники, которые организовывает отец Владимир, приходят 2-3 пожилых человека. В Нючпасе вообще всё как будто замёрзло. Уже и отец Иннокентий взял у архиерея разрешение на то, чтобы приезжать и служить, и даже решил подарить местным жителям передвижную церковь на колёсах. Сказали: «Пока не надо». Даже просто посмотреть на эту необычную церковку не захотели. К празднику Рождества Христова батюшка сам хотел приехать в Нючпас, привезти подарки. На это ответили, что «негде собраться»! А ведь до этого высказывали претензии, что «священники не хотят, не едут». Они всё это время ждали, что кто-то приедет и восстановит… И можно, конечно, понять пожилых людей. Но такое ожидание, а вместе с ним и осуждение растянулось на десятки лет.

Часто слышу в районах: «Нас не приучили!» «К чему, – думаю, – не приучили?» У нас у всех были одни и те же предметы в советской школе: чтение, пение, рисование, история. Всё было направлено на то, чтобы раскрыть красоту Божьего мира, пробудить «души прекрасные порывы». Эта строка была написана даже на школьных тетрадках. Почему мы, мальчишки, сидя на задней парте, их услышали? Ну ладно. Едем дальше. Но куда ехать-то? Говорил я Игорю: напрасно вы просвещаете народ – никому ничего не надо, кроме хлеба и зрелищ. В городе, может, уже «развитой социализм» наступил и остаётся только отдыхать и заниматься фитнесом или пилатесом, ходить в солярий–шопинг–мегамаркет. А на селе храмы как разрушались, так и разрушаются. Борщевик атакует и забивает поля. Мужики пьют и не стесняются говорить: «В деревне нечем заниматься, работы нет, вот мы и пьём».

«Это в деревне-то нечем заниматься? – весьма эмоционально удивился и возразил мне водитель автомобиля, с которым я ехал в Удорский район, чтобы найти ответы на свои вопросы. – Что вы! Так говорят те, кому нравится балду пинать!» Много интересного я услышал и узнал за пять часов, пока мы морозным декабрьским днём добирались в сказочный Удорский край. Ощущение сказки возникало от того, что после Микуни следующие 200 километров дорога местами такая узкая, что двум машинам трудно разъехаться, да ещё и деревья растут вплотную к трассе – макушки свисают так, что, кажется, вот-вот заденем.

– Я из Краснодарского края, но живу здесь. Нравится: раздольно и люди хорошие!

– Но ведь многие уезжают, стремятся на Юг, где тепло, где «яблони в цвету»!

– Да, уезжают. А потом возвращаются. Здесь лучше, я остался, теперь вот дом строю!

Для меня это была очень важная информация. Во-первых, потому, что давно не слышал от обычных людей таких слов. Удивила, что называется, активная жизненная позиция. Давно не встречал человека, который строит на своей земле ДОМ. Этот водила, оказывается, часто ездит в монастыри и святые места Архангельской области. Есть ещё такие мужики! Не все пьют от скуки.

Итак, 19 декабря чудным образом выбрался я на Удору, в старинное село Ёртом на берегу реки Вашки, которое впервые упомянуто в дозорной книге 1608 года.

Поездка, начавшаяся в день Чудотворца Николая, была чудесной. Приехали мы вечером, затемно. С трудом нашли библиотеку, где предстояло заночевать и куда ввалился я с рюкзаком советского образца и советским же тяжёлым штативом 1968 года (не шучу, очень крепкий и надёжный) из авто. Открыл дверь библиотеки и перевёл дух. Директор библиотеки Галина Владимировна Матвеева провела краткую экскурсию по этому книжному царству. Вот где раздолье для детей! Несколько просторных кабинетов и залов, множество книг и картин, светло и уютно. Временами возникало ощущение, что я вернулся в прошлое, в свою старую школу, и вот здесь, среди тишины и множества книг, смогу, как в детстве, узнать что-то необычное.

Вот такая необычно украшенная поленница встречает гостя Ёртома

 

Утро было солнечным. День короткий, а успеть надо многое: посмотреть село, набрать видеоряд, записать интервью. Погодка – минус 30. Через 15 минут руки уже замерзают… Первым делом – в церковь.

По пути Галина Владимировна рассказывает:

– Церковь Троицы сельские жители воздвигли в 1877 году, строили три года. Есть такая замечательная история. В полутора километрах отсюда находится деревня Устьево, там хорошая глина, и кирпичи делали там. Оттуда люди стали цепочкой до Ёртома и друг другу передали кирпич для строительства церкви. Хорошие кирпичи получились: сколько лет прошло, а никаких дырок, трещин, разрушений на стенах церкви нет. В раствор для кирпича добавляли хорошее молоко и яйца, которые собирали все жители села. Между двумя рядами кирпичной кладки была ещё деревянная стена для удержания тепла. Церковь действовала до 1936 года, пока с неё не скинули колокол и не устроили в ней клуб. В 2007 году клуб отсюда ушёл, и первый староста Александр Николаевич Захаров – три года назад он отошёл ко Господу – потихонечку стал разбирать полы, печки, потолок. Сначала один. Дело двигалось медленно. Потом уроженка села Галина Васильевна Бутырева, одно время работавшая заместителем Главы республики, предложила пригласить учащихся Гимназии искусств. Они с 2011-го три года подряд приезжали. В 2018 году активисты-женщины собрались и решили летом установить дежурство, чтоб церковь была открыта каждый день. Нынешняя наша староста Валентина Пантелеймоновна Пигулина взялась более серьёзно – она и службы ведёт каждое воскресенье.

Тем временем подходим к храму. Брат Галины Владимировны уже чистит снег.

Галина Владимировна с братом чистят снег

Всё такое простое, настоящее, родное. Потому что деревенское! Неиспорченное евроремонтами, потолками навесными и прочей дребеденью. А в храме-то! Да мы ж в XIX веке! Вместе с нами те, кто строил эту святыню. Горят свечки, пар изо рта. Именно в такой церкви и можно почувствовать, что значит «слава Тебе, показавшему нам свет». Из огромных окон льётся свет. Граница времени стирается, и вот я уже будто слышу звон колокола, вижу, как в центре храма появляется крестильная купель, в которую вот-вот нальют воду, из алтаря выходит священник, раздаётся возглас: «Благословен Бог наш!» и начинается Таинство…

Галина Матвеева в храме

 

 

87-летняя солдатская вдова Раиса Семёновна Евсеева рассказывала про церковь, куда ходила с мамой, и говорила она от сердца так, что перед глазами встала эта красота храма – «ясное солнце»: в куполе продавливанием изображены ангелы и цветы, алтарь тоже расписан, много икон, на колокольне большой, средний и маленькие колокола.

– Отец Александр Покровский любил рыбачить, держал корову, и ему дали большое поле под Таб яг, которое сейчас называют Попово поле. Он в семье воспитывал троих детей: двоих сыновей и дочь. Сын Леонид стал агрономом.

Солдатская вдова вспоминала, как она маленькой бегала вместе с другими детьми в церковь, чтобы рассказать о своих деяниях. Поп спрашивал: «Слушаешься ли маму и папу? Воруешь ли? Дерёшься ли с друзьями? Под забором перелезаешь ли?» Всё приходилось ему сообщать напрямую.

– …А на следующее утро после бани, чистые и аккуратные, приходили молиться. Во время службы Александр Покровский из красивой красной Чаши ложечкой давал попить и благословлял жить дальше хорошо. Христа, Богородицу Деву Марию надо было поцеловать и помолиться, а затем, просветлённые, мы шли по домам, чтобы через неделю опять прийти и рассказать о плохих деяниях. Деньги ни за какие обряды он не брал…

Через полтора часа прогулки-пробежки, во время которой удалось поснимать церковь внутри и несколько адресных планов снаружи, и после записи интервью с Галиной Владимировной замёрз так, что обратно вприпрыжку бежал в библиотеку, чтобы согреться. Ясное солнце над Ёртомом радовало, но руки просто ломило от холода, потому что всё это время надо было таскать тяжёлый штатив и снимать. Думал, уже не пойдём никуда, замёрзли, да и день короткий, не успеем. Главное – теперь отогреться и не заболеть. Попили чайку, согрелись. Полдень. И тут Галина Владимировна предлагает:

– Может, на буране прокатимся?

Вспоминая про мороз, я мотаю головой, соглашаюсь только на поездку в машине.

Через 15 минут подъехал её муж, Николай Матвеев, вызвался повозить.

Встреча с Николаем Матвеевым – ещё один подарок судьбы. Такой человек и «один в поле воин». Серьёзный, работящий, надёжный. Светлая голова, золотые руки.

«Встреча с Николаем Матвеевым – ещё один подарок судьбы»

– В детстве я в садик не ходил, всё время был с бабушкой Настей. Она меня всегда напутствовала, молилась по-своему. Собирались все бабушки на праздник Параскевы Пятницы в Крестово, там у нас часовня была. Бабушка с утра напечёт шанежки в русской печке, и идём мы с молитвами. Отец рассказывал, что раньше там, куда мы в Крестово ходили, монахи жили.

Вот так новость! Даже не знал, что и в этих краях была обитель. Как потом выяснил, называлась она Троицкой Крестовоздвиженской мужской пустынью и основана была в середине XV века на берегу реки Вашки на том месте, где язычники поклонялись священной черёмухе. Постепенно река Вашка подмыла монастырь, и монахи ушли из этих мест. Троицкая пустынь возобновилась в 1609 году, когда на место бывшей пустыни пришли соловецкие монахи. Но недолго просуществовала: спустя семь десятков лет при упразднении мелких монастырей была упразднена и Троице-Воздвиженская пустынь на Удоре.

Да… жаль, что «упразднили». И ведь это были времена даже не Анны Иоанновны или Екатерины. 1678-й всего лишь второй год правления Фёдора Алексеевича, старшего сына царя Алексея Михайловича Тишайшего.

Со старостой Валентиной Пантелеймоновной Пигулиной познакомился я на другой день. Вообще все уроженцы Ёртома отличаются какой-то особой жизнерадостностью, простотой – и постоянное ощущение, что мы уже давно знакомы и хорошо понимаем друг друга.

– В моём детстве в этой церкви был клуб, – рассказывает она. – Вот начали восстанавливать потихонечку. Батюшки у нас нет, но уж как умеем ста-раемся – читаем акафисты, в праздники молитвы. Обращаемся с большой просьбой помочь нам купол и крышу восстановить! А потом сами уж восстановим всё остальное, с Божьей помощью!

Вот это молодцы! Вот он – народ-победитель, который продолжает жить и бороться за веру и за Родину!

Староста показывает:

– Вот этот колокол вернулся в церковь, и эта икона Параскевы Пятницы, а вот чаша, где раньше крестили детей. Всё это тоже передали жители нашего села, сохранили, не выбросили.

Валентина Пигулина показывает вернувшиеся колокола

Понятно, что на приходе ещё есть куда приложить руки. Нет купола, и в этом году пора уже его сделать и установить. Пока же надо собирать средства и искать мастеров. Но есть алтарь, престол, и можно служить литургию. Впечатлила великолепная большая икона Троицы. Образ написан художником Оксаной Баклановой. Она по сути и по духу – настоящий мастер. Не стесняется называть себя и иконописцем.

Оксана рассказывает:

– Саму мысль написать этот образ я вынашивала несколько лет. А работала над образом Святой Троицы полгода и написала его в дар жителям села. Самое сложное – это духовное усилие, чтобы оно воплотилось в икону. Я живу в деревне Сёлиб. Когда в начале 2000-х на Удоре начали восстанавливать храмы, все они нуждались в образах. Отец Игорь обратился ко мне помочь написать иконостас. Сначала это был усогорский храм, потом косланский. И так уже пошло… Иконопись для меня – образ жизни, то, к чему я пришла ещё в молодости, посвятив этому жизнь.

Интересно, что корреспонденты газеты «Вера» встречались и с Оксаной, и с отцом Игорем минувшим летом во время газетной экспедиции, так что встреча с ними читателям ещё предстоит, а я, получается, забежал несколько вперёд…

Казалось, что мы находимся в монастыре. Есть церковь, вокруг братья и сёстры, с которыми мы возвращаемся в братский корпус на трапезу. А на трапезе опять думаем не только о том, как хорошо было раньше, но и о том, что делать дальше. Что сделать, чтобы побольше людей узнали о Ёртоме и помогли восстановить купол и крест. Чего ещё ждать, некуда больше отступать! Вот такие мысли, как пчёлы, жалят мою голову.

Оксана приехала на Удору из Центральной России, а вот многие уроженцы Ёртома разъехались. Но не просто вспоминают с ностальгией малую родину, но и приезжают, помогают, пытаются что-то придумывать. Ну, мы же советские школьники, никогда не забудем: «Выдумывай, пробуй, твори!» Мы ведь не можем иначе! Нам некогда пить «горькую», потому что «делать нечего»! Вот и неугомонная и неунывающая Елена Генриховна Будрина живёт теперь в райцентре, но постоянно что-то здесь придумывает. В общем-то благодаря именно ей я так быстро собрался в дорогу и добрался сюда.

Елена Будрина возле карты ёртомских окрестностей

– В этом здании располагалась первая в Удорском районе земская больница, в следующем году ей исполняется 125 лет, – показывает Елена Генриховна. – Здесь была большая школа, много учеников. К сожалению, сейчас в детский сад ходит один ребёнок. Нет уже администрации, но есть жители, которые стараются, чтобы село не запустело окончательно, чтобы сюда возвращались наши дети. Есть у нас красивая церковь, её мы очень хотим восстановить. Летом проводим День села, а зимой – этнографический фестиваль «Кытшъяс». Показываем людям национальную кухню и очень рады встретить в шестой раз 19 февраля наших гостей. Устраиваем спортивные праздники, гонки на лыжах. В прошлом году открыли картинную галерею. Кстати, в 1960-е годы у нас побывал известный художник Владимир Стожаров, его картины есть в Третьяковской галерее – он рисовал эти места…

В сельской картинной галерее

В Ёртоме мне вообще никто ни на что не жаловался. Многое люди здесь делают сами, своими руками. Да, нет священника… Их не хватает везде, как и врачей, учителей. Нынче даже токари и слесари в дефиците! Но где взять кадры? Где найти готовых поехать в глушь? С неба такие люди не спускаются. Выход один – растить их на месте. Служить Богу – великая радость и честь! В старину детей даже от рождения посвящали Богу. И сейчас, если хотя бы одна мама из тысячи пожелает, чтобы её сын стал священником, а не «обслуживающим персоналом», многое может измениться…

Третий день в Ёртоме заканчивался, и надо уже возвращаться с богатым отснятым материалом, который поможет рассказать миру о маленьком Ёртоме, поделиться заботами местных жителей, помочь найти мастера, который сделает купол.

Елена Будрина провожает меня в обратную дорогу, муж Валентины Пантелеймоновны подбрасывает до райцентра, а там я пересаживаюсь на попутку до Сыктывкара. Едем вдвоём – водителю надо в город, в диагностический центр.

– Журналисты к нам не ездят, – говорит он. – Проблем много, но о них не хотят говорить.

Хочется мне рассказать ему, что вот по итогам летней экспедиции в газете «Вера» уже опубликовано и ещё выйдет столько материалов, сколько не было опубликовано в центральной прессе за всё время существования Удорского района. Но о газете «Вера» он не слышал… И опять я возвращаюсь к тем невесёлым мыслям, которые мучили меня перед поездкой в Ёртом.

О чём болит душа у народа? Людей беспокоит, что они никому не нужны, о них забыли. Они хотели бы жить, воспитывать детей и нормально работать в своей родной деревне, но вынуждены ездить на вахты, а детей отдавать учиться туда, где ещё не закрыли школу… Вокруг безжалостно истребляется лес, который веками кормил и защищал. И в то же время на всех федеральных каналах – бесконечный пошлый праздник, глядя на который, они чувствуют себя ещё более чужими.

– Тем не менее нельзя опускать руки, – сказал водитель, – а надеяться теперь можно только на себя. И что-то делать. Главное – не сдаваться!

Мне вспомнилось наставление Фёдора Михайловича Достоевского: «Делай неустанно. Если вспомнишь в нощи, отходя ко сну: “Я не исполнил, что надо было”, то немедленно восстань и исполни. Если кругом тебя люди злобные и бесчувственные и не захотят тебя слушать, то пади пред ними и у них прощения проси, ибо воистину и ты в том виноват, что не хотят тебя слушать. А если уже не можешь говорить с озлобленными, то служи им молча и в уничижении, никогда не теряя надежды… Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался: принеси и тогда жертву и восхвали Бога ты, единый оставшийся. А если вас таких двое сойдутся – то вот уж и весь мир, мир живой любви, обнимите друг друга в умилении и восхвалите Господа: ибо хотя и в вас двоих, но восполнилась правда Его».

Замечательных людей я повстречал во время поездки. Может быть, одного им не хватает – крепкой надежды на Бога. Такой, какая была у предков наших. Она, эта надежда, помогала им возводить церкви, золотить купола – спасаться! Труды во славу Божию помогут укрепиться в ней и нам.


Приход Ёртома просит по возможности оказать финансовую помощь для восстановления купола Троицкой церкви. Номер карты СБ: 2202 2004 7409 6417. Получатель: Пантелеева Елена Леонидовна. С пометкой: «Благотворительная помощь на храм».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий