У колыбели

 

В мою келью заходит сын Денис. Спрашивает:

– Папа, что с тобой, чем ты опечален?

– Да вот, сижу думаю, что написать в этот раз для газеты «Вера» и наших читателей.

– Ты не знаешь, о чём писать?

– Номер рождественский, а мне ничего в голову не приходит. Может, ты бы о чём-то рассказал?

– О птичках синичках, – отвечает Денис. – Был Рождественский сочельник. В одном селе бабушка, мама и дети пошли в храм. А папа, далёкий от веры, остался дома. Сказал, что в Бога он не верит и в Рождество Его тоже. А потом вышел на улицу и видит: сидят на дереве, нахохлившись, замерзающие птички. Приоткрыл дверь в хлев, где было тепло, и стал зазывать птиц: «Залетайте, погрейтесь. Да и корм себе там найдёте!» Но птички его не понимали. И тогда он сообразил, что для того, чтобы изъясняться с птицами, ему самому нужно стать одной из них. И тут его вдруг осенило: именно потому Бог и принял образ человека, что Его невозможно познать и понять человеческим разумом. Чтобы говорить с людьми, чтобы они воспринимали сказанное, а не трепетали от страха, нужно стать одним из них.

– Денис, – спрашиваю, – откуда ты знаешь эту притчу?

– Может, в «Вере» когда-то прочитал. Но это ничего, ты всё равно её расскажи, повторение – мать учения.

Что ещё сказать о Рождестве? То, что оно случилось в хлеву, на окраине маленького городка. Именно там началась наша Эра Спасения, которая не закончится до конца времён. Нам кажется, что самое главное происходит в столицах: там вершится история, принимаются самые важные решения. Рождество показало, что это не так. А первыми Божью Матерь поздравили простецы – пастухи, которым ничего вроде бы не требовалось для жизни. Есть трава, вода, овцы – что ещё надо? Но именно на них сошла благодать. Нам кажется, что мы ничего не значим для истории, что есть люди важные, знаменитые, а мы почти никто. Рождество показало, что это не так. Мы не помним, что за император в то время правил Римом, не говоря о прочих знаменитостях. И даже об Ироде известно лишь благодаря Евангелию, что он был посрамлён. А про пастухов, что пришли к Младенцу Христу, порадоваться Его рождению, знают даже дети.

Следом пришли поздравить Царя царей мудрецы из дальних земель. Они принесли с собой смирну, золото, ладан. Это были очень почтенные люди, самые уважаемые, наверное, в тех странах, где жили, ни в чём не нуждаясь, как и пастухи. Господь, быть может, дал знать о том, что произойдёт, всему миру – кому-то позже, кому-то раньше, чтобы все могли успеть. Но лишь трое вышли из дома, взяв с собой самое драгоценное, что имели. И когда дошли, их не смутило, что они, люди столь важные, должны поклониться Младенцу. Воистину, это были настоящие мудрецы. Трое на весь мир, да ещё не забудем про пастухов. Остальные же, мнившие себя умными, оказались глупцами.

Если построить график – его ещё называют эпюра, то слева окажутся простецы, а справа мудрецы – и тех и других немного. Мы где-то между ними, а гордецы точно посередине, более всех удалённые и от простецов, и от мудрецов. Простоту они потеряли, но мудрость не приобрели. Именно они борются и враждуют со своим Спасителем. Ещё я когда-то думал, что богатые вот-вот поймут евангельские смыслы, ведь кто не в Бога собирает, тот расточает. Если им хватило ума разбогатеть, то как не понять очевидного?! Не поняли. Жадность помешала, как людям высокоумным мешает гордость.

Утром перед литургией спрашиваю прихожан: «Что сказать для “Веры” о Рождестве?» Улыбаются, пожимают плечами. О нём, о Рождестве, всё уже сказано и написано. «Господи, дай мне мысли и слова благие, чтобы  написать заметку о Твоём Рождестве!» Взгляд останавливается на дискосе, на принесённом в жертву Агнце. Без Рождества не было бы и причастия, мы не стояли бы в храме, не любили бы Бога так сильно, как любим. Лишь трепетали бы перед непостижимостью Творца, не ведая, что так любимы Им, что Сына Своего Он послал на смерть ради нашего спасения.

Не было бы у нас без этого пути в Небо. К сожалению, многие народы не знают и ничего не хотят знать о Христе. Протоиерей Георгий Максимов пытается успокоить православных, что конец света наступит нескоро. Обетованно, что он наступит лишь после того, как Священное Писание будет проповедано всему миру, и не католиками и протестантами, а православными. Пока этого нет, а иудеи и мусульмане Евангелия и вовсе не знают, только слышали о нём, не более того. Но всё равно многие христиане боятся прихода антихриста, печати, начертаний из трёх шестёрок. Дорогой наш экзегет протоиерей Олег Стеняев по этому поводу говорит, что число зверя не числа, а буквы, раньше они и у греков, и у иудеев писались буквами. Герой романа «Война и мир» Пьер Безухов вычислил, что антихриста зовут Наполеоном. И многие другие подсчитывали и, как им казалось, находили ответ. Но нет, не находили.

Страхи эти кажутся кому-то важными, а многим – благочестивыми. Но на самом деле это не так. Духовник Орского женского монастыря протоиерей Сергей Баранов рассказывает, как был на Афоне свидетелем такого разговора. Один паломник настойчиво расспрашивал об антихристе старца. Тот сидел на короткой скамейке: «Садись рядом со мной». «Как я могу сесть, если места рядом с вами, отче, так мало?» – удивился паломник. «Скамья – это как сердце человека, – ответил старец. – Если оно занято Христом, то для антихриста там места нет». Тем, у кого сердце не занято Спасителем, страхи перед печатями и шестёрками не помогут. А тем, у кого занято, не до глупостей.

У нас в приходе свои заботы. Решили всем миром учиться петь, раздали людям тонкие листики с литургией Иоанна Златоуста, пусть помогают хору. Скоро поставим ёлочку, будем наряжать к Рождеству. Обычно этим занимаются женщины и дети из числа прихожан. Ещё на днях потрясло прочтённое в Евангелии – как женщина исцелилась, прикоснувшись к ризе Христовой. Если даже одежда Его такова, то что будет, если прикоснуться к Нему Самому, принять Святые Дары!

Желаю всем перед Рождеством причаститься, чтобы не пропустить прихода Христа в мир, а, подобно мудрецам и простецам, встать у Его колыбели.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий