Град необреченный
«Приходите ещё»
Когда подъезжаешь к этому заполярному посёлку, то будто мираж видишь. Только что была бескрайняя стылая тундра – и вдруг среди голых сопок городок с многоэтажными домами. Как он сюда попал, каким титаническим ураганом, словно домик Элли из «Волшебника Изумрудного города», занесены сюда эти «136 жилых здания разной высотности» вместе с огромным заводом, чьи полосатые красно-белые трубы высятся за крышами домов этакими безмолвными стражами городку, чтобы он никуда больше не улетал?
Между тем люди здесь живут испокон веков. Сначала это были саамы, разбившие на берегу речки Колосйоки своё зимнее стойбище. Затем здесь появились русские и стойбище стало именоваться Пазрецким погостом. В 1936 году, когда эта часть Кольского полуострова принадлежала финнам, геологи обнаружили в сопках более десятка месторождений медно-никелевых руд, и на месте погоста вырос рабочий посёлок Колосйоки. Никель – стратегическое сырьё, которое используется в производстве высокопрочной стали, чем во время войны воспользовалась фашистская Германия, державшаяся за эти рудники вплоть до 1944 года. Когда наши войска вошли в Колосйоки, то никелиевые шахты и обрабатывающий комбинат вновь заработали, уже для промышленности СССР. Посёлок переименовали. Ничего выдумывать не стали, так и назвали – Никель.
Чем известен Никель в наше время, помимо горно-металлургического комбината? Энциклопедия сообщает, что здесь, на сопке Лысая, находится самый северный в России горнолыжный склон. Также в посёлке действует самый северный в мире зоопарк, где содержится единственная у нас в стране белоносая мартышка. Ещё туристов может привлечь Кольская сверхглубокая скважина, что в пятнадцати километрах от Никеля. Длина её более 12 километров, глубже в недра земли ещё никто не проникал. Но я не турист. Спрашиваю у прохожего, где находится православный храм. Он показывает на окраину посёлка, за которой высятся трубы комбината: «Там, на взгорке, увидите».
Иду в ту сторону. Встречаются старые финские и сталинские дома, но больше здесь безликих зданий брежневской поры. Стену одного из них, чтобы разнообразить пейзаж, кто-то украсил портретом рок-музыканта Виктора Цоя, под которым начертал строку из его песни: «Если есть шаг – должен быть след. Если есть тьма – должен быть свет». Что-то такое жизнеутверждающее. Или нет? По смыслу получается, что свет – это следствие тьмы, то есть вначале тьма, а потом уже свет. Для городка, находящегося в «стране полунощной», наверное, так и есть? Но этот край также называют «страной полуночного солнца», поскольку здесь не только полярная ночь имеется, но и полярный день, когда солнце не сходит с неба. Так что с какой стороны посмотреть…
Вот и взгорок, из которого словно бы лезут наружу серые валуны – весь усеян камнями. На вершине – бревенчатая церковь с фигурной, в русском стиле кровлей. Рядом стоит ещё один сруб, но пустой, незаконченный. Церковь освящена во имя преподобного Трифона Печенгского, просветителя здешних саамов. Крещусь на его образ, затем подхожу к свечнице:
– Храм новеньким выглядит, давно его построили?
– Пять лет назад, – отвечает матушка Елена.
– А что за сруб рядом стоит?
– Это будущая просфорная и столовая для кормления неимущих. Но, наверное, будем его разбирать, нет денег на достройку.
– Комбинат вам не помогает? Рядом же находитесь.
– Вы о чём! Строили в основном на пожертвования горожан, а комбинат немного помог, когда внутри обустраивали.
– Прихожан сейчас много?
– Сегодня посреди недели на литургии человек тридцать стояло. А по воскресеньям по полсотни. Для нашего посёлка с населением в десять тысяч человек, наверное, нормально. Настоятель наш, отец Андрей, местный, его очень любят. Он в Заполярном живёт, оттуда на службы приезжает.
– Ну, это рядом, полчаса на машине, – прикидываю. – Дорожных пробок ведь у вас не бывает?
– Какие пробки! Степь да степь кругом, – шутит матушка.
– А вы неместная?
– Я из средней полосы, из Мурома родом, сюда приехала в 1982-м. Работала в торговле, а когда начала ходить в храм, то уволилась – не смогла уже, искушения там свои. Пошла в детский садик нянечкой.
– Народ уезжает из Никеля?
– Уезжает. Но по приходу это не заметно, одни и те же лица.
– Получается, уезжают неверующие?
– Не знаю, наших-то я вижу постоянно. Честно сказать, я сама с мужем два раза уезжала в Муром, на родину. Но оба раза не выдерживали, возвращались. Я готова была каждый камешек здесь целовать.
– В Муроме-то леса, луга, а здесь тундра, – говорю.
– Ну и что? Вы посмотрите на сопки осенью – прям цветёт, и жёлтым, и оранжевым. А какие озёра! Рыбалка здесь у мужиков на первом месте. Но главное – люди очень хорошие. Туда приедешь – суета какая-то, жадность до всего материального. А здесь открытые души.
– Замечал это на северах, – поддерживаю. – Особенно поразили люди в Нарьян-Маре, там тоже в тундре живут.
– И все друг друга знают, – продолжает Елена, – если не по фамилии, то в лицо-то точно. И когда уходят из жизни, то так тяжело, словно с родным человеком прощаешься.
– Старое поколение уходит?
– Молодёжь тоже. Но детей у нас в Никеле, слава Богу, много, три школы действуют. В газетах писали про увеличение рождаемости, которое началось с 2008 года, не знаю почему. Очереди в детские сады выстроились, так что пришлось новый садик открывать. Здесь много коренных людей, приехавших сюда сразу после войны, так что уже несколько поколений в Никеле народилось.
– А ваши дети здесь живут?
– Дочка долго с нами была, потом уехала с мужем. У меня внук уже женатый, академию в Красноярске окончил. А внучка в 10-й класс перешла. Но они к нам не ездят, только мы к ним в Красноярск, с севера на север.
– Норвежцы у вас бывают?
– Конечно, граница-то рядом. Подходят к храму, брёвна оглаживают. Им нравится всё деревянное. Иконы рассматривают. Они ведь тоже были когда-то православными – говорят, у них в древних храмах кое-где тоже иконы остались, хотя сами они уже протестанты.
– На каком языке с ними разговариваете?
– На норвежском, – матушка улыбается. – Знаю несколько слов.
– Как по-ихнему «здравствуйте»?
– Очень просто: «хей». А «пожалуйста» – «веннлигст». А если «большое спасибо», то «тишен таг».
– И как вам норвежцы?
– Они похожи на русских, такие же простые люди, доброжелательные. Когда им скажешь что-то по-норвежски, так радуются! У нас в администрации работает Татьяна. Она, как Лавров, по иностранным делам и очень хорошо говорит по-норвежски. Я к ней, бывает, прибегаю: как сказать то, другое. Например, «приходите ещё». Она мне пишет русскими буквами. Так понемножку выкручиваюсь.
Матушка смеётся и добавляет:
– А сама я в Норвегию съездить так и не собралась, хотя документы несложно выправить, у нас же упрощённый режим. Просто желания нет. Мне и в Никеле хорошо!
Матушка ведёт меня по храму, показывая: «Этот образ Николая Чудотворца написан на пожертвование – денежки дала наша прихожанка, 150 тысяч рублей. А этот образ мученицы Агнии написала наша иконописица, правда, она потом уехала, в Тверской области живёт. Иконы Трифона Печенгского, Сергия Радонежского – они тоже писаные!»
Исход из Никеля
Для матушки Елены, как я заметил, очень важно, что иконы писаные, а не печатные. Видно, не сразу приход разбогател, долго молились на бумажные иконки. Есть в храме и святые мощи мученика Евгения Севастийского. Подарил их приходу в 2009 году владыка Североморский Тарасий. Почему мощи именно этого святого? Позже в одном из описаний я нашёл: «К этому святому мученику обращаются за молитвенной помощью в личных сомнениях в вере, в моменты уныния и душевных колебаний». Судя по свечнице храма, для прихожан всё это не столь актуально. Но если взять городок в целом… Из разговора с настоятелем протоиереем Андреем Старостиным стало понятно, что впереди у Никеля жесточайшие испытания.
– Отец Андрей, люди уезжают?
– Отток населения и раньше был. Когда меня в 1998 году поставили сюда на приход, столкнулся со следующей проблемой. Приходит человек в храм, воцерковляется, глядь, а его уже нет – уехал. Или, например, в больнице сложились добрые отношения с врачами, стали пускать в палаты исповедовать и причащать больных, и вот уже этих врачей нет. И сам Никель тогда, в 90-е, на глазах менялся – с тех коммунистических времён, когда здесь был как бы полурай.
– Полурай – потому что пользовались особым северным снабжением, с мандаринами зимой?
– Не только. Люди были мягкие, доброжелательные, как будто в своей деревне жили. Сейчас такие отношения между людьми у нас на приходе, такие домашние, и приход потихонечку растёт. А за посёлок я сказать не могу. Он вообще опустел за последние три года, в течение которых комбинат закрывался. Идёшь по улице – тишина. А рядом, в Заполярном, жизнь кипит. Контраст очень ощутимый.
– В 98-м комбинат вроде работал, почему же уезжали?
– Платить стали мало. А люди сюда в своё время за большими заработками приехали. Да ещё климат тяжёлый. Человеку постороннему объяснить это невозможно, тут самому надо прочувствовать. Вот, например, мы приезжаем в отпуск в среднюю полосу – и кровяное давление сразу в норме, все болячки утихают. А здесь погода такая дёрганная, в один момент атмосферное давление может измениться, плюс полярная ночь, отсутствие света.
– Вы здесь родились, в городе Заполярном, и за всю жизнь не акклиматизировались?
– Человек к этому не привыкает. У нас есть прихожанка баба Маша, местная долгожительница, 80 лет ей. И постоянно болеет – смотришь на неё и видишь, что её только Господь держит. И по себе чувствую – пока был молодой, не замечал, а потом стали появляться разные болячки. Жена рассказывает, что у неё на работе даже молодые жалуются, когда давление скачет. Это наша данность, Заполярье.
– Но сами не уехали отсюда…
– Где Господь поставил, там и надо служить. Опять же я с 98-го года всех здесь знаю, близкие мне люди, молюсь о них. Даже кто уехал из Никеля, они всё равно здесь, за них весь приход молится. Это такое… необъяснимое словами.
И ещё надо сказать: мы же не в пустыне. Задолго до нас, в середине девятнадцатого века, служил здесь протоиерей Константин Прокопьевич Щеколдин, приехавший из Холмогор и всю жизнь посвятивший этому краю. На месте нашего Никеля, в Пазрецком погосте, он основал школу для лопарей, в которой и сам преподавал, и его дочь, ставшая учительницей. Саамы его помнят. Жил отец Константин по нынешним меркам очень бедно, многие тяготы перенёс, но не бросил своё дело, похоронили его в этой земле. И что же мы?
– Необычно, что вы семинарию закончили в Вологде, а не в столицах. С чем это связано?
– Начинал я в Москве, но недоучился, потребовалось вернуться домой. А потом владыка Митрофан (Баданин) благословил меня съездить в Вологду. У меня ведь отец оттуда родом, и он возил меня ещё в трёхлетнем возрасте к себе на родину. А у владыки Митрофана там был родственник святой, преподобный Александр Вологодский, который, судя по дореволюционной фотографии, даже на лицо с владыкой схож. Так-то их род Баданиных происходит из Никольска Вологодской губернии, это уже потом протоиерей Александр Баданин стал служить в Вологде в Вознесенской церкви. Отец Иоанн Кронштадтский, когда проезжал через Вологду, говорил местным: «У вас есть свой молитвенник, к нему обращайтесь», – и называл имя отца Александра Баданина. Он, как и его матушка, бессребреником был, все деньги отдавал бедным. И вот с владыкой разговорились мы о Вологодчине, он благословил съездить – и очень мне там понравилось, словно в родные края приехал. И Спасо-Прилуцкий монастырь по душе пришёлся, в стенах которого семинаристов обучают.
– Можно ли сказать, что 98-й год вернулся в Никель?
– Сейчас всё по-другому, абсолютно. Тогда ведь шёл развал страны, депрессия всеобщая, что сказывалось на настроениях людей. Сейчас пооптимистичнее. Но и пустых обещалок много. Из-за того что комбинат почти уже закрылся, у посёлка много проблем, в том числе коммунального плана, и они со скрипом решаются. Какой-то год мы сидели месяц без воды – водопровод прорвало.
– В своё время писали, что норвежцы готовы вложить свои средства в реконструкцию комбината. Если бы воспользовались, то комбинат не пришлось бы закрывать?
– Там реконструкция предлагалась в плане экологии. Норвежцы уже давно жаловались на содержание серы в воздухе, их леса пожухли по берегу приграничного с нами озера, даже митинговали там, проводили экологические акции «Остановите советские облака смерти». Да и наши экологи не молчали. Всё ведь воочию видно – земля в сторону Заполярного буквально выжжена. Комбинат сам небедный, мог бы потянуть реконструкцию без норвежцев. Но в «Норникеле» финансисты посчитали, каковы затраты, сколько руды осталось в шахтах, и… решили всё свернуть. У них во главе – голая выгода. В этом не раз убеждались: сколько бы ты туда ни писал, сколько бы ни обращался за помощью, отклика почти нет. Проблема в том, что всё решает руководство концерна, которое сидит в Москве, а поди до него достучись. У меня такое впечатление, что мы для них «неперспективные» – в Норильске-то они православные соборы строят, но не здесь.
Ветер перемен
Заговорили с батюшкой о перспективах – от малого, так сказать, к большему. Спросил у него, какие имеются проблемы на приходе.
– Хотелось бы, конечно, привести в порядок и не заботиться о здании, просто служить и молиться.
– А мне здание храма крепким показалось.
– Так дело не в толщине стен. Только в этом году мы смогли, наконец, закончить их обшивку, утеплиться. А год назад, когда было за три градуса холода, дул шквальный ветер и всё тепло выдувал. Такое редко бывает, чтобы две недели в одном направлении дул ветер при минусовой температуре. Как бы показал Господь нам: давайте утепляйтесь! Хорошо ещё, что мы не разморозились тогда, котёл работал. Но внутри невозможно было находиться.
– Наверное, был знак и в том пожаре, с которого начиналась история храма?
– История началась с того, что нам передали в пользование здание бывшего магазина. На крышу поставили купол, пристроили звонницу, иконостас установили, стали служить, а в подсобном помещении потихоньку стали складировать закупленный брус и прочий стройматериал для строительства храма. И вот это всё сгорело. Дотла, ничего не осталось. Наверное, в этом был Промысл Божий, потому что мы-то дерзнули быстро отстроиться, видно, без должной молитвы. А после пожара всё стало вдруг ладиться. Это как с Трифоно-Печенгским монастырём. Шведы пришли и всё сожгли, а потом на этом месте монастырь вырос краше прежнего. Затем был период нового запустения, при советской власти. И когда в 2007 году монастырь власти вернули, случился пожар – сгорел главный храм с некоторыми постройками. И вновь его отстроили краше прежнего. Ощущение такого Воскресения – по пророчеству преподобного Трифона. Он ведь обещал, что монастырь возродится на прежнем месте. Ждали этого триста лет, а потом, с приходом соловецких монахов, всё расцвело моментально, как бывает здесь после долгой зимы. Как Пасха после долгого поста. Наверное, это намёк на то, что в конце концов сей мир сгорит вообще и все наши социальные вещи не столь важны, но Бог может восстановить всё в новом виде, и будет новое в жизни.
– В вашем храме Преподобного Трифона Печенгского я видел икону Соловецких святых. Какую-то связь с Соловками вы поддерживаете?
– Сейчас нет. Мы же теперь в разных епархиях, а до революции были в одной, почему здесь и подвизались монахи соловецкие.
– Так и в советское время разделения не было. Нашу газету учреждала Архангельско-Мурманско-Коми епархия.
– Да, помню то время. Владыка Пантелеимон приезжал несколько раз в Мурманскую область. Помню, был день памяти Трифона Печенгского, закончилась служба, пошли в трапезную – и тут его зовут к телефону: «Патриарх звонит». Владыка поговорил, возвращается и объявляет, что образуется отдельная Мурманская епархия. Так совпало с днём преподобного Трифона, нашего покровителя.
– И всё же у посёлка есть какие-то перспективы? Слышал, что здесь собираются открыть горнолыжный курорт.
– Навряд ли. Надежда была на то, что норвежцы будут ездить, деньги здесь оставлять. Потому что для них это удобно. Тут заодно и по магазинам можно пройтись у нас, всё дешевле, аптеки и всё прочее, особенно заправка. Но с пандемией всё закрыто, и неизвестно, когда откроется. Пока что точечно с частными лицами работают – этому предпринимателю помогли, другому. То есть человек выходит с проектом, его рассматривают, дают денежки. Смотришь: появилась кафешка какая-то. Но это несерьёзно.
– Но здесь ведь есть что посмотреть. Та же скважина глубиной в двенадцать километров. Она вроде как на слуху, только что в России вышел на экраны фильм ужасов «Кольская сверхглубокая», в котором из скважины адские силы полезли. Как бы его оценили?
– Да побасёнка просто. К тому же неоригинальная, в 2009 году американцы уже сняли картину «Ужас на глубине 9 миль» – про нашу скважину. Люди там под землёй с монстрами борются, хотя на глубине всего лишь семь километров, там температура 120 градусов жары, а на самом дне скважины – 212 градусов. Ничто живое там существовать не может.
– Так потому и ходят легенды про «колодец в ад». И будто бы учёные слышали чьи-то вопли снизу, якобы грешников. Такие вот фантазии.
– Я общался с буровиками, там ведь работы прекратили только в 1992 году из-за недофинансирования. Говорят, что датчики и вправду фиксировали какие-то шумы со взрывом, но природного происхождения. Вообще же бурение этой скважины учёным ничего не дало – по всей глубине обнаружились только граниты. Даже исследовать керн толком не получилось: поднятый наверх, он рассыпался из-за перепада давления. А что касается фантазий про ад, то враг может и через это искушать. Почитайте Серафима Роуза «Жизнь после смерти», там механика обольщения хорошо описана.
– А если почитать жития Кольских святых, то такое впечатление, что они всё время с бесами боролись. Будто нечистую силу вытеснили из Руси именно сюда, на край земли.
– Похоже, так и было. Чем местные лопари отличались от сибирских жителей тундры? У тех были шаманы, которые ворожили, а остальные в сторонке стояли. Здесь же все поголовно колдовали: и мужчины, и женщины. Как в евангельской стране Гадаринской, куда язычество глубоко проникло. Но вот что интересно. Господь не попускал людям самим победить беса. Гадаринский бесноватый чем был примечателен? – пытались его сковать цепями, а он их разрывал, не могли силой взять. И только Господь смог изгнать из этого человека бесов, вселив их в стадо свиней. Господь не требует от нас воевать с нечистым, достаточно быть просто с Богом, и бесы ничего не смогут сделать. Как это было с Трифоном Печенгским, который остался невредим в самом средоточии тьмы.
Такое же чувство у меня по отношению к нашему посёлку. Господь всё-таки держит его. Что дальше будет, я не знаю, но по внутреннему ощущению – живём вроде, жизнь здесь есть.
– Хотя бы пенсионеры-то останутся?
– Да многие останутся, кому нравится здесь. Наблюдаю интересную тенденцию: в Никеле стали покупать жильё. Когда комбинат только начали закрывать, некоторые продавали свои квартиры за бесценок – за двухкомнатную просили даже 30 тысяч рублей, только бы сбросить её. И никто не покупал. Сейчас цены подросли – и вдруг покупать стали. Кто, спрашивается? Да те же самые никельчане, которые переехали в Заполярный и другие города. Вроде и невыгодно это экономически: платить коммуналку, а приезжать лишь на время. Но почему-то покупают. Человек ведь не только экономическими категориями мыслит. Они здесь родились, это их земля.
– Извините за личный вопрос: а ваши дети не уехали на Большую землю? Обычно-то молодёжь в центр стремится.
– Сын постоянно при нас, он болеет. А дочка здесь вышла замуж и пока уезжать не собирается.
– И вы тоже?
– От здоровья зависит. Сейчас с этой пандемией ничего загадывать нельзя. Но мы с женой поговорили: ну зачем будем искать другое место жительства, лучше о Царствии Небесном радеть. Там наше ПМЖ, если Господь примет.
* * *
Уже после поездки в Никель прочитал в прессе, что обрушилась 10-метровая эстакада на территории бывшего плавильного цеха, по которой проходил трубопровод, снабжавший посёлок Никель водой. Произошло отключение холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения. В ту ночь температура на улице была -4 градуса. Плавильный цех – главнейшее подразделение комбината, с закрытием его в декабре 2020 года был окончательно поставлен крест на градообразующем предприятии.
Но посёлок всё равно живёт. Вот из новостной ленты: «В Никеле завтра, 13 января, заканчивается полярная ночь. Она длилась 45 дней…»; «15 января в спортивном комплексе “Металлург” прошёл марафон ползунков и бегунков под девизом “Шустрый малыш”»; «16 января на никельской лыжне в районе Заречья для детей и взрослых – участников проекта “Встаём на лыжи!” – состоялся очередной мастер-класс». И далее в том же духе. Праздник Крещения прошёл в храме Преподобного Трифона Печенгского при большом скоплении народа. Самые смелые купались в проруби на озере Куэтсъярви. Всё же наш народ непобедим.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий