Война и молитва
Этот «Хронограф» я хотел посвятить такой странной международной структуре, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Но прекрасно понимаю, что в день, когда выходит этот номер «Веры» – сразу после завершения Олимпиады в Пекине и на фоне продолжающейся эвакуации женщин и детей с Донбасса, – читатели ждут от нас высказывания не об этом. Будет война или нет? – вот главный вопрос, занимающий умы соотечественников. Уж очень, кажется, приблизились мы к ней. Когда, где, с кем, как долго и что потом? На все эти вопросы, думается, нет ответов ни у кого, даже у Верховного главнокомандующего. Сам факт эвакуации, мобилизации в ЛДНР – это ведь по законам военной науки уже элементы её начала. Последние шаги перед её «горячей» стадией.
Наш друг отец Анатолий Першин пишет: «Помолимся, братья и сёстры!!!» – с тремя восклицательными знаками – и публикует молитву, которую ещё в 2014 году благословил читать Святейший Патриарх, – о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. В ней говорится о чадах «в земле украинстей сущих», о преодолении «междоусобныя брани», об избавлении от кровопролития.
Есть в молитве слова обращения ко Господу: «лишенныя крова введи в домы», также «алчущия напитай», «разделенныя совокупи» и др. Но в какие дома Сам милосердный Господь может «ввести» жителя Донбасса, если они целенаправленно и регулярно уничтожаются с той стороны? Как напитать алчущих, кроме как гуманитарной помощью из России? Стало быть, те, кто эту помощь оказывает, и есть руки Господни! И те, кто принимает сегодня в российских регионах очередную волну эвакуированных беженцев, тоже.
Что же касается «разделённости», то это тоже не к украинцам, вообще-то. Мне, как и любому, кто побывал в последние годы на Донбассе, совершенно очевидно, что разделёнными жители там чувствуют себя не с киевской Украиной, а с Россией. И тут мы тоже должны стать для них руками Божьими, исполнившими это молитвенное обетование, когда все политические увёртки, бессмысленные уступки нашим «партнёрам», обидное отсутствие реакции российской власти на террор в отношении жителей Донбасса – когда всё это, наконец, останется в прошлом и мы откроем объятья нашим исстрадавшимся русским братьям. Сам посыл молиться о мире – замечательный, ибо блаженны миротворцы. Но насколько правильно в сегодняшней ситуации российских граждан, которых на Донбассе уже под миллион, пытаться молитвой соединить с теми, с кем они категорически соединяться не хотят? И это знают на той стороне – не случайно ведь они мечтают о зачистке Донбасса от местного населения и захвате его именно как территории. Ну, как гитлеровцы когда-то.
Помнится, меня поразил рассказ врача, с которой мы разговаривали в Донецке. Она работала в госпитале во время военных действий 2014-го и сама была свидетелем разговора с мамашей «освободителя»-западенца. Та давала сыну по мобильному телефону указания о том, какой кусок земли желательно оттяпать себе после изгнания русских, – не зная ещё, что сын её, хлопец-вояка, лежит уже мёртвый. Тому, что именно «землями на востоке» украинская пропаганда стимулировала набор новобранцев в западных областях, было впоследствии много подтверждений. То есть и они-то «соединяться» не особо стремятся. И только мы, такие вот добросердечные, просим для них того, чего ни одна из сторон не желает.
А что же война? Разумеется, речь не о войне захватнической, а о том, что если «американским партнёрам» удастся-таки спровоцировать нас на военный ответ. В этом смысле у меня относительно недавно была одна примечательная дискуссия. Коллега спросил: «Что если б Гитлер, когда его выперли за пределы Советского Союза в 1944 году, запросил о мире? Стали бы мы его добивать в Берлине или подписали бы соглашение? Ведь это ж скольких людей можно было сберечь! Да и выглядело бы это привлекательно, по-толстовски, не случайно же он завершил свою эпопею «Война и мир» на границах России, не доведя действие до Парижа; так он показал, что признаёт только освободительную войну». «Нельзя было бы так поступить, – отвечаю, – потому что в таком случае мы бы “подарили” новую войну следующему поколению русских людей». – «А чем отличаются нынешние фашики Украины, постепенно накапливающие силы исключительно против России? То, что мы не сделали в 2014-м малыми силами, отказавшись разобраться с нацистами-западенцами, поработившими украинских селюков, либо теперь сделаем мы, либо с куда большими жертвами придётся делать нашим детям…» Честно говоря, мне пришло в голову ответить только, что православных братьев негоже убивать, а ведь под ружьё там поставили много русских людей. «А дозволять убивать на Донбассе русских людей можно?» – последовал ответ. В общем, это такой бесконечный разговор о том, где проходит граница добра и зла.
По всему Интернету с подачи ТАСС разлетелось: 20 февраля Патриарх Кирилл призвал всех участников конфликтов, включая участников глобальных противостояний между странами, помнить о том, что «любовь выше, сильнее и важнее, чем справедливость» и что исцелить любое противостояние можно, только обратившись «к Божьему закону жизни, а не к человеческому». Это фрагмент о любви Божией из большой проповеди Святейшего, сказанной в Неделю о блудном сыне. Не знаю, что в это цитирование вкладывают политики. Может, имеется в виду, что Донбасс – это послушный сын, а Украина нет? Но наши читатели знают суть этой притчи Христовой: главное в ней не награда блудному сыну и даже не любовь отца, а покаяние: «Согрешил я перед Богом и перед тобой!» Видим ли мы хоть малейшее покаяние украинской власти (между прочим, всенародно избранной) за те горести, которые она принесла на Донбасс? Нет.
Ещё один призыв в Интернете, также дошедший до редакции, с осени распространяется от имени схиархимандрита Илия (Ноздрина). Уже были подложные обращения от его имени, поэтому отнесёмся с осторожностью. Во всяком случае, ещё в 2014 году он призывал: «Сейчас наша сугубая задача – это молиться Господу, усердно молиться. Чтобы были поруганы те, которые хотят, насколько можно, возмутить мир. Они царапают нашу Родину всячески, вызывающе ведут себя». С тех пор мало что изменилось. В последнее время, после того как о. Илий неодобрительно высказался о вакцине, его нечасто увидишь на экранах. Старец теперь призывает к совместной молитве Казанской Божией Матери. Как бы то ни было, там есть слова, с которыми трудно не согласиться: «…Вот-вот всё рванёт и извне, но более опасен для России всегда был враг внутренний».
Вот эти «враги внутренние» сейчас кричат о том, что по 10 тысяч рублей на беженца – это непомерные расходы бюджета. Что санкции обрушат нашу экономику, надо идти на любые уступки, чтоб их не допустить. Что Донбасс нужно силой запихнуть «в Украину», тогда будет мир и благодать. Что нацисты на Украине – это выдумки кремлёвских пропагандистов. И так далее. Эти люди сеют ложь не только по ситуации с Украиной, их задача куда обширнее – сработать на подчинение, распад и в конечном счёте на уничтожение нашей страны. У них есть свои СМИ, свои планы, «агенты влияния» и организационные структуры.
И вот тут как раз время перейти к рассказу о ВОЗ как одной из таких структур. Да места нет. Так что как-нибудь в другой раз.
Да. Спасибо за мысли.
Учению о войне как о вынужденной необходимости в падшем мире посвящены такие слова святителя Филарета Московского: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию»; «война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры, отечества».
Критикуя пацифистское учение толстовцев, святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?»
Нередко сторонники пацифисткой интерпретации христианства указывали на слова Господа о любви к врагам. По этому поводу святые отцы неоднократно давали разъяснения.
Так, например, когда мусульмане спросили у святого равноапостольного Кирилла, почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов, он ответил: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».
Не согласен. Не слова верующего эти, не слова человека, умершего для себя и живущего для Христа, а слова человека мирского, не знающего правду. Враг внутренний для России сидит сейчас в Кремле, и оттуда ведет Россию в пропасть. Это мое личное мнение.
Вадим Жлудов, вы умерли для себя? живёте для Христа? если вам так безразлична ситуация на Донбассе, то почему вас так сильно заботит (а иначе бы Вы не писали об этом) Кремль, который по вашему мнению ведёт страну в пропасть – и это такая ваша правда? зачем выражать своё несогласие, если вы умерли для себя и живёте для Христа. Вероятнее всего, Христос для вас лишь прикрытие для ваших противоречий. Простите, не имела цели обидеть Вас, но такие комментарии имеют разрушительное действие на сознание и, в первую очередь, на Ваше.
Благодарю за статью. Храни Господь.