Цыплёнок с ключиком

Когда я, автор этих строк, была маленькой, в магазинах продавались замечательные игрушки. Даже воспоминание о них веселит: курочки клевали невидимое пшено, вразвалочку брели куда-то неуклюжие щенки, медвежонок лакомился мёдом из бочонка. Все эти игрушки приводились в движение поворотом ключика. А знаете ли вы, ребята, что история заводных игрушек уходит в глубину веков?

Неунывающие медвежата

Мечта создать куклу, которая могла бы сама двигаться, не давала покоя изобретателям ещё в античные времена. Тогда-то и появились механические игрушки, которые двигались при помощи пружинок, резинок, колёс-маховиков. В 350 году до нашей эры греческий изобретатель Архит Тарентский собрал деревянного голубя, который мог взлетать в воздух на приличную высоту. А в начале XVI века легендарный Леонардо да Винчи сконструировал для короля Франциска I самодвижущегося льва. Лев был огромен – три метра в длину и два в высоту, – однако страха не внушал; напротив, очаровывал всех своими манерами: подойдя к королю, почтительно кланялся, а затем грудь его раскрывалась и показывался букет лилий – геральдический символ французских королей.

И всё же галантный лев показался бы детской игрушкой рядом с механическими куклами, что появились двумя столетиями позже в мастерской швейцарского часовщика Пьера Жаке-Дро. Вот, например, «Пишущий мальчик». На первый взгляд, обыкновенная кукла, но внутри неё скрывается настоящее чудо инженерной мысли! Шесть тысяч деталей слаженно работают, чтобы создать полную иллюзию живого человека. Мальчик-каллиграф поворачивает голову к чернильнице, аккуратно обмакивает в неё гусиное перо и выводит прекрасным почерком на чистом листе: «Я люблю тебя, мой город». Закончив фразу, мальчик задумчиво смотрит на свою работу, а затем выбрасывает листочек и принимается писать заново.

Куклы-автоматоны Пьера Жаке-Дро. Фото: cont.ws

После «Пишущего мальчика» Дро вместе с сыном Анри создал ещё две куклы. «Рисовальщик» изображал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок: «Моя Туту», а «Музыкантша» на миниатюрном клавесине могла исполнить пять разных мелодий. И, представьте себе, все три куклы до сих пор работают с той же точностью, что и почти три века назад. Возможно, ещё и потому, что за это время ни один любознательный мальчуган не пытался узнать, как они устроены (детей к ним на пушечный выстрел не подпускали!). Вот и «Эфиопская гусеница» до сих пор в порядке, хотя создали её в далёкие 1820-е годы. Выглядит она как брошь, но стоит её завести – гусеница «оживает», начинает выгибать свою усыпанную рубинами и изумрудами спинку и двигаться вперёд! Проползла сквозь века – и целёхонька.

«Эфиопская гусеница» совсем как живая! Фото: zen.yandex.ru

Не меньше европейских часовщиков-кукольников удивили мир японские мастера. Представьте, ребята: пришли вы в гости и подходит к вам деревянный человечек; с учтивым поклоном он подаёт чашечку чая и почтительно замирает рядом, дожидаясь, пока допьёте чай. Потом берёт у вас чашку, ставит на поднос и возвращается на своё место. Таких деревянных человечков называли «каракури», что означает «сложное механическое устройство». Ещё какое сложное! Внутри деревянной конструкции, собранной без единого гвоздя, находился хитроумный часовой механизм – он-то и заставлял кукол двигаться в определённой последовательности.

Часовой механизм каракури почти целиком был из дерева. Фото: jpfmw.ru

А вот русские мастера в старину изготовлением дорогостоящих игрушек со сложным часовым механизмом почти не занимались. Детям из высшего общества родители выписывали их из Европы, а простым ребятишкам привозили с ярмарок пусть не такие затейливые, но тоже замечательные деревянные или глиняные игрушки (о них мы расскажем вам в другой раз). Впрочем, и в нашей стране со временем стали выпускать всевозможные заводные игрушки, о чём мы вспоминали в начале этой статьи. Сколько было радости у малышей!

Куколка качалась на качелях…

 

…а красна девица кружилась в танце

 

Добрый доктор Айболит

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий