“Без всякой пощады…”

 Рубрика • Архив•

Откликнувшись на обращение в нашей газете игумена Питирима и братии Троице-Стефано-Ульяновского монастыря о содействии в поиске утраченных монастырских святынь, читатель из Эжвы М.Г. Микушев предоставил газете материалы экономического и краеведческого журнала «Коми Му – Зырянский край» за 1924 год.


Вид с колокольни Ульяновского монастыря

В журнале напечатаны «Путевые записки Н. Улитина», который по поручению Общества изучения Коми края побывал в Усть-Куломе и Ульяновском монастыре. Вот что он пишет:

«…В Устькуломе, куда я приехал 1-го марта, задержался дня на четыре… направился я в местную церковь. Пригласили для участия осмотра её священника. На полу отдельной пустой церкви лежали сваленными в кучу иконы, за несколько дней тому назад привезённые сюда из Ульяновского монастыря. По количеству, по моему приблизительному подсчёту, находилось здесь около трёхсот икон; они все, в общем, настолько были между собой схожи, что я, профан в этом деле, ничего не могу сказать, как о древности, так и о ценности их. Кроме икон, в Устькуломской церкви нашёл я несколько заупокойных медных крестов и старинных медных образков, которые мною были взяты на учёт под личную ответственность священника Попова.

…На возвратном пути из Устькулома заехал в Ульяновский монастырь. Ещё в Устькуломе слышал, что вещи Ульяновского монастыря специальной Комиссией распределены между учреждениями, и некоторые из них уже находятся в Устькуломском Нардоме (облачения, утварь, перламутровый крест и т.п.).

С разрешения Исполкома в присутствии следователя я осмотрел эту церковь. Библиотека, которая была когда-то очень богатой, поражает своей хаотичностью. Большая часть книг, по виду более хороших и новых, стоят на полках, но масса рукописей, разных документов, отчётов, старинных книг, гравюр, картин и т.д. лежит в куче на полу. Разорванные и разрозненные листы и обложки книг раскиданы повсюду на полу. Одно такое состояние библиотеки достаточно указывает, что к ценностям здесь не было уделено должного внимания; мало того, они уничтожались без всякой пощады – так, говорят, «не брали из библиотеки только те, кого не было там и кому было лень брать». Лица, конечно, совершенно не интересовавшиеся ни рукописями, ни книгами, отдирали для своих надобностей обложки с них; рвали чистые листы с документов, с отчётных журналов и т.д. – всё это теперь разбросано по полу. Несмотря на это, насколько я могу судить, тут ещё масса ценных для Музея книг и различных рукописей.

…Если Общество изучения Коми края находит необходимым сохранить то, что осталось здесь после всех хищений, оно должно принять самые срочные меры…»

На колокольне Ульяновского монастыря

В следующем материале «В Коми Областном Музее. Пополнение музея экспонатами» читаем:

«В мае месяце Член Общества т. Сидоров А.С. был командирован Правлением в бывший Ульяновский монастырь, ныне Совхоз, для изъятия музейных предметов из бывшего монастыря.

Произведя обследование музейных предметов с точки зрения их целости и сохранности, т. Сидоров пришёл к следующим выводам печального свойства:

1) Ценности монастыря, находящиеся в опечатанном соборе, не могут считаться в безопасности от атмосферных влияний: благодаря отсутствию вентиляции и отопления в кладовых и ризнице заводится плесень, отчего могут в скором времени попортиться материи…

2) Устькуломские уездные власти считают себя вправе распоряжаться тою частью предметов, которая, по их мнению, не представляет ценности. Так, по-видимому, в апреле ещё месяце в библиотеке монастыря были содраны переплёты с большего количества книг, среди которых находится много ценных в музейном и археологическом отношениях. Наиболее ценные и интересные книги частью попали в частные руки (например, «Пермяцко-Русский словарь» Рогова, представляющий в настоящее время библиографическую редкость, оказался расчленённым на части, на руках у разных лиц), частью бесследно потерялись (интересный дневник историка монастыря монаха Арсения и другие рукописи). Много книг монастырской библиотеки находится у крестьян близлежащих к Ульяново деревень.

3) Описи имущества неполные.

4) При осмотре некоторых церквей оказалось, что они совершенно открыты и могут подвергнуться неорганизованному разрушению и хищению.

Для предотвращения хищений четыре церкви были опечатаны, о чём составлен акт. Из библиотечного помещения и из книжного склада были извлечены для Музея при О-ве изучения Коми края книги, рукописи – общим весом до 70 пудов (20 мешков).

Из монастырского имущества было извлечено 134 предмета музейного значения, ныне доставленные в Коми Областной Музей. Из этих предметов наиболее выделяются: 1. Гробница Иулиании; 2. Два ковчега с частицами мощей, в металлическом футляре; 3. Статуя («Сидящий Иисус»); 4. Икона Стефана Пермского с частью мощей его, в металлическом оправе; 5. Посох с длинными головами, с камнями и крестиком из камней наверху; 7. Два медных листа с надписью о художнике, рисовавшем иконостас; 8. Резное деревянное «Распятие» в овальной раме; 9. Икона на дереве, с костяными изображениями и в костяной оправе; 10. Посох…»

…Многие из перечисленных вещей и по сей день находятся в музее. До сих пор музейщики из-за опасения, по-видимому, что на предметы эти будет «претендовать» Церковь, ни разу не демонстрировали их даже на временной выставке. Скоро год, как игумен монастыря подал запрос в музей на возвращение хотя бы некоторых богослужебных предметов. Министерство культуры России предоставило музею самому решать, что же отдавать. Первоначальный список из 20 предметов (а ведь в музее есть и св. мощи, и сотни икон из обители) “усох” до двух игуменских посохов и нотной книги XIX века. Они, однако, и по сей день томятся в запасниках. Теперь в Москве ещё должны подписать акт на списание этих «единиц хранения».

Е. СУВОРОВ

 

Ульяновский монастырь возрождается. Фото из газ. Республика

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий