Горькие уроки истории

В день праздника Спаса Нерукотворного, 29 августа, Церковь чтит и Порт-Артурскую икону. Всё в ней удивительно: и происхождение, и само изображение. Божья Матерь на этом образе держит в руках плат с ликом Своего Сына, над Её головой – радуги, а под ногами – два поверженных воинских меча.

История иконы тесно связана с трагическими событиями русско-японской войны 1904–1905 годов, которая бесславно окончилась для России: крепость Порт-Артур, героически сражавшуюся 11 месяцев, пришлось сдать, а спустя полгода в Цусимском сражении погиб весь наш флот… Но как знать, не оттого ли произошли все эти горестные события, что не было исполнено повеление Божией Матери?

А началась эта история в Киеве. В декабре 1903 года пришёл в Киево-Печерскую лавру помолиться старый моряк, в Крымскую войну защищавший Севастополь, и поведал братии монастыря о недавнем чуде, случившемся с ним. Явилась ему Пресвятая Богородица, стоящая на двух сломанных мечах, и сказала, что очень скоро в России, на берегах далёкого моря, будет жестокая война. Но православное воинство одержит победу лишь в том случае, если будет написана икона, точно изображающая Богоматерь такой, какой Она явилась старому моряку, и ту икону доставят в крепость Порт-Артур.

Насельники Лавры не придали значения словам старика – слишком много «чудес» им рассказывали паломники со всей Руси. Но не прошло и двух месяцев, как на Дальнем Востоке японские миноносцы напали на русские корабли и началась русско-японская война. Тогда-то и вспомнили о старике и его видении. Бросили клич о всенародном сборе средств на создание образа, и вскоре необходимая сумма была собрана.

Писать икону доверили известному киевскому живописцу Павлу Фёдоровичу Штронде, разыскали и старика-матроса, чтобы в точности описал художнику своё видение. На пожертвования мастер закупил необходимые материалы и тотчас взялся за работу. Каково это – трудиться над иконой, которую повелела написать Сама Божия Матерь! Образ был создан быстро, на Страстной седмице 1904 года при громадном стечении народа освящён и тотчас же отправлен поездом в Санкт-Петербург адмиралу Верховскому. Никто не сомневался в том, что совсем скоро икона попадёт на боевые позиции, где её так ждали.

Однако адмирал спешки в делах не любил и рассудил так: Порт-Артур немного подождёт, а пока поместим-ка икону в Казанском соборе – пусть помолятся перед ней и столичные жители. Драгоценные несколько дней были упущены, а затем обстоятельства сложились так, что святыня отправилась из Петербурга лишь через две недели. Когда же она прибыла на Дальний Восток, все пути к Порт-Артуру по суше были уже отрезаны противником.

Защитники крепости до последнего дня надеялись, что командующий флотом адмирал Скрыдлов доставит к ним Порт-Артурскую икону – ожидали даже, что он на воздушном шаре прилетит! О воздушном шаре они бы позаботились сами – лейтенант Лавров целых два воздухоплавательных аппарата построил. Несмотря на блокаду, прекрасно образованные офицеры-портартурцы создавали почти что «из ничего» и воздушные шары, и приспособления для латания пробоин на боевых кораблях (делать их из больших деревянных ящиков придумал лейтенант Кутейников). А талантливый инженер Михаил Налётов за время осады ухитрился из найденного в порту утиля построить работоспособную подводную лодку – первый в мире минозаградитель (правда, субмарину после сдачи крепости пришлось взорвать, чтобы она не досталась врагу).

Адмирала Скрыдлова со святым образом в крепости так и не дождались. Вместо Порт-Артура, куда было уже не попасть, он вывез икону во Владивосток, а там, вероятно, попросту забыл про неё за военными заботами. Лишь спустя три месяца Россия узнала из газет, что предназначенная для Порт-Артура святая икона туда не попала и находится в соборе Владивостока. Народ православный ужаснулся: повеление Царицы Небесной так и не исполнено! Бедные наши воины, бедная наша Родина. Надо готовиться к худшему…

Примерно так подумал, прочитав известие в газете, и проживавший в Гатчине скромный офицер в отставке, ветеран русско-турецкой войны 1877–78 годов Николай Фёдоров. Он был из тех совестливых, горячо верующих русских людей, которые готовы пожертвовать собой ради блага Отечества. Не находя себе покоя от этой новости, Николай Николаевич принял решение немедленно отправиться в далёкий Владивосток и попытаться лично доставить икону в крепость! Он был немолод, спину его скручивал ревматизм – ему ли пускаться в столь рискованный путь? Но глубокая вера в покров Божией Матери, а также взятое у отца Иоанна Кронштадтского благословение и поддержка государя с государыней сделали старого офицера совершенно неуязвимым.

Избежав встречи с японцами, голодной смерти и множества других опасностей, он прибыл во Владивосток, получил из рук адмирала Скрыдлова святыню и даже нашёл китайца, рискнувшего отвезти его на своей лодке-джонке в Порт-Артур. Казалось, ещё совсем чуть-чуть – и повеление Божией Матери будет исполнено!.. Но этому, увы, не суждено было сбыться. Джонка прошла по океану небольшое расстояние, как вдруг навстречу подул яростный северный ветер, поднялись огромные волны, едва не потопившие судёнышко. Когда же ветер переменился на попутный и можно было плыть дальше, вдруг наступил полный штиль. Паруса безжизненно повисли. В тишине громом прозвучала мысль: «Не суждено святой иконе быть в крепости». Стало ясно, что Сам Бог так судил.

Случилось это 19 декабря. А 20-го Порт-Артур был сдан. Хотела Царица Небесная заступиться за русское воинство, да, видно, велик уже был гнев Господень. Отступились высокопоставленные русские люди от веры, не оказали должного почтения и святыне, устраивали свои дела… Даже в осаждённом Порт-Артуре начальник крепости велел закрыть храм и вынести всю утварь – и это в праздник Покрова Богородицы! Простые верующие горько качали головами: недоброе будущее ждёт наш форпост… Так оно и случилось.

Эта горькая страница истории нашего Отечества пусть не останется для нас забытой. Как и подвиг скромного офицера Николая Фёдорова. В докладе на высочайшее имя, описав свои приключения, он попросил не ордена, не чина, а лишь разрешения снять копию с иконы, чудесно его сохранившей…

Порт-Артурская икона ныне – чтимая флотская святыня. Фото: vladivostok-eparhia.ru

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий