Пост – это путь ко Христу

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое», – сказал нам, христианам, Спаситель, чтобы мы во время поста были наполнены радостью и не были «унылы, как лицемеры, с мрачными лицами, чтобы показаться людям постящимися». Святая Церковь учит, что пост не столько воздержание от пищи, сколько отчуждение от зла, удержание языка от празднословия и пересудов, борьба с раздражительностью, похотью, удаление от лжи и лести. «Кто так постится, того пост приятен бывает Богу», – учит преподобный Антоний Оптинский.

Иллюстрация к роману И. С. Шмелёва «Лето Господне»

Те требования к постящимся, что есть в уставе и календарях, написаны главным образом для монашествующих. Миряне тоже могут пытаться им следовать, но не в ущерб телесному и душевному здоровью, ведь сил у них куда меньше. Вы же не пытаетесь поднять штангу, которая весит больше вас, подражая атлетам, а ограничиваетесь гирями – теми, что по силам. Так и во время поста не нужно надрываться, пугая окружающих и отвращая их от духовной жизни.

Как-то раз мужчина-спортсмен, а значит, волевой человек, уверовал, крестился сам и уговорил жену. В первый Великий пост стал поститься строго, по уставу. Жена не выдержала, начала роптать. Муж спрашивает у молодого неопытного священника, как ему быть, и слышит, что мама болящему Иоанну Кронштадтскому сказала, что лучше ему умереть, чем нарушить пост. Муж пришёл домой, передал эти слова супруге. Та, забрав ребёнка, уехала в другой город, к матери. Ко мне его привезли года через два после этого, когда он успел разрушить всё, что смог: развёлся, разругался с друзьями и товарищами по работе. Это, в его представлении, значило быть христианином, что, конечно, очень далеко от истины.

Пост должен приносить радость человеку и в этот святой период соединять его с Богом. Человек меньше суетится, в храмах на великопостных службах с поклонами и молитвой Ефрема Сирина просит: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Ещё это время пожить духовной жизнью, понять, куда идёшь, ко Христу или от Него, почитать Евангелие и святых отцов. Ограничения в пище нужны лишь для того, чтобы помочь в этом. Нужно иметь в виду, что наше поведение во многом определяется тем, что мы едим. Мысли и желания одни от постной пищи, другие – от свинины, третьи – от вина, дозволяемого лишь в определённые дни в небольшом количестве.

Но сводить всё к пище, мучиться вопросами, можно ли есть майонез, – это полностью уводит нас от главного. Одна женщина спросила у меня, как ей поститься, если она и так ничего из животных продуктов не употребляет. Спрашиваю, что она любит. Оказывается, кофе. «Вот от него и воздержись, – предлагаю, – принеси жертву Богу». Женщина огорчилась и твёрдо сказала: «Запрещать не имеете права, батюшка. Кофе – он постный». «Воля ваша», – говорю. А ведь Господь эту жертву принял бы, а так то ли постится, то ли нет – сама не знает.

Первый раз я перед Великим постом был в кирульском храме, а рядом стояли молодые люди, которые говорили: «О, скоро пост, попразднуем». «Ого, – думаю, – как же пост можно праздновать?» Жена была в длительной командировке. Выхожу на балкон, там много разного мяса – оленина, индюшатина и ещё что-то. Взял у соседей скороварку и сделал из всего этого тушёнку. Остатками – тем, что не пошло в дело, – стал кормить кота Кузю, который был в полном восторге и ел, почти не останавливаясь. Но через четыре дня кот задряхлел: начал вонять, глаза стали слезиться, шерсть слиплась. А мы с детьми в это время постились и радовались. Все трое сыновей сами вызвались держать пост вместе со мной, и мы варили кисели, каши, много было грибов и капусты, не говоря о варенье, так что не голодали. Нам очень понравилось. Это было, конечно, только начало пути и для меня, и для детей, но начало радостное и поучительное.

С тех пор пощусь тридцать лет, и это меня изменило. Поймал себя на мысли, что у меня нет сейчас ни к кому вражды. И Богу я свой, живу у Него за пазухой, и с людьми пребываю в мире. А было не так. С ужасом вспоминаю себя прежнего, какой я был весь искривлённый. Врач стоматологии Галина Филипповна сделала мне несколько операций, приняла большое участие в моём здоровье. Я был ей очень благодарен, относился как к небожительнице, но не мог подойти поздороваться, поблагодарить. Мешала дурная гордость. Через четверть века вновь попал к ней на лечение и, наконец, сказал, как сильно её уважаю, как восхищаюсь. Она с улыбкой ответила, что не стоило ждать так долго, чтобы в этом признаться.

Многие из нас, советских людей, были испорчены тем, что сейчас называют комплексами. Мои родители были из раскулаченных, рос я среди высланных, долго жил с чувством вины, как дитя врагов народа. Слава Богу, потихоньку это выветрилось, и я понял, что обязан славить Бога. Он призвал, и я стал монахом, священником. Господь дал возможность и средства изменить себя, и я стал меняться.

Славить Бога из-за печки или угла не получается. Его нужно славить прилюдно, «на кровлях». Однажды собрались несколько священников, пили чай, общались. И один из уважаемых мною батюшек, старше меня по рукоположению, встаёт и говорит: «Отец Игнатий, нужно быть поскромнее. А то ты своей намёткой только пыль сметаешь, суетишься, по приходам мотаешься, выступаешь на телевидении, в газете». Намётка – это часть клобука, ткань, которая свисает сзади. Я не знал, что ответить. Другой и третий говорят то же самое. А один собрат-игумен подходит сзади и целует в макушку со словами: «Это они из зависти. Ты у нас драгоценный бриллиант». Все рассмеялись этой шутке.

Но иногда задумываюсь о том, как меня воспринимают. Одни думают, что хочу заработать много денег. Успокою их – как не было, так и нет ничего. Иные полагают, что тружусь ради своей славы. Им труднее возразить, но надеюсь, что это не так – тружусь не ради своей, а ради славы Божией.

Для того и сейчас взываю. Зачем Господь пришёл к людям? Исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, как пишет святой апостол Лука. Братья и сёстры, попостимся постом благоприятным и богоугодным. И на Пасху, Воскресение Христово, получим желанную свободу, прозрение и лето Господне благоприятное. Бог всем в помощь.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий