Пёрышки цвета вечерней зари
Об этой птичке давно рассказывали мореходы, ходившие в водах Арктики. Есть, мол, в стране вечных снегов чудесная чайка; все звери и птицы в тех краях белые или серые, а она – розовая. Увидеть её – добрый знак: если судно терпит бедствие, зажатое льдами, и вдруг появится в небе розовая чайка – моряки знают, что льды расступятся и они будут спасены. Слушая такие рассказы бывалых полярников, люди кивали головами, но не верили до конца, думали: чего не привидится? – зрение от созерцания бескрайних белых просторов портится, обычная чайка может показаться какой-то райской птицей.
Но летом 1823 года во время одной из полярных экспедиций молодой английский лейтенант Джеймс Росс добыл на полуострове Мелвилл, на северо-востоке Америки, небольшую птичку с нежно-розовой грудкой и алыми лапками. По прибытии в Англию её передали зоологам – так в науке был описан новый вид: розовая чайка (или чайка Росса). Чучело птички выставили в Британском музее на обозрение публики, и от посетителей не было отбоя. Но музейным работникам пришлось подкрашивать ей пёрышки – розовый цвет исчез! Будто был направлен на чайку луч заходящего солнца и вдруг погас. Загадка, да и только. И вообще всё, что связано с розовой чайкой, тогда было тайной: куда улетает на зиму, где вьёт гнёзда… Несколько десятилетий о птичке никто из учёных ничего не мог узнать.
Свои секреты розовая чайка доверила нашему соотечественнику, выдающемуся орнитологу Сергею Бутурлину.
Научное открытие произошло довольно-таки неожиданно, по поговорке «не было счастья, да несчастье помогло». Шла русско-японская война, и жители северо-востока России оказались отрезаны от мира. Они терпели голод и лишения, нужно было поскорее наладить снабжение их всем необходимым. Для этого летом 1905 года правительство отправило туда экспедицию, в составе которой оказался и Бутурлин, ведь он был ещё и юристом. Работа с людьми отнимала почти всё время, но всё же Сергей Александрович находил возможность знакомиться и с птичьим населением этого края. Однажды, бродя по болотистой тундре в низовьях реки Колымы, он обнаружил множество красивых птиц с розовым оперением. Сомнений быть не могло: это легендарные чайки! Их было так много, что рябило в глазах. Учёному выпало счастье наблюдать самые интересные моменты птичьей жизни: как чайки строят гнёзда, высиживают и выкармливают птенцов. Всё это он описал в статье, которая стала настоящей сенсацией в научном мире.
Интересно, что снова история спасения людей оказалась связана с появлением розовых чаек. Правы были мореходы Арктики!
С тех пор прошло много лет, а розовая чайка по-прежнему с нами. Одно время людская жадность чуть было не извела её: на Западе вошло в моду иметь у себя чучело редкой птички и браконьеры нещадно отстреливали её. К счастью, люди вовремя опомнились. Охоту на розовую чайку строго-настрого запретили. И всё-таки она остаётся одной из самых редких птиц на нашей планете.
И одной из самых красивых. Все, кто видел её плавный и изящный полёт, слышал голос, совсем не похожий на пронзительный крик обычных чаек, говорят, что всё в этой птице прекрасно. Даже поведение – розовая чайка никогда не будет смотреть на чужое добро, выяснять отношения. А оттенок её розовых перьев таков, что ни пером описать, ни фотоаппаратом заснять. Знающие люди говорят, что его не может передать даже самая совершенная фотокамера. Будто и правда одеяние птичке подарила вечерняя заря.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий