Чудо «Васнецовской» Богоматери
Образованные люди второй половины XIХ столетия, увлекаясь рационалистическими теориями, к чудесам относились насторожённо, с недоверием. Основательно изучались лишь так называемые спиритические явления. На легенды, возникавшие в среде верующих, не обращали внимания. Так было предано молчанию одно из наибольших киевских чудес конца XIХ века – явление Богородицы строителям Владимирского собора, хотя в этом случае о чуде свидетельствовали отнюдь не «простые люди», а воплотилось оно в произведении высокого искусства.
Профессор-искусствовед А. Прахов, руководивший росписью стен собора, и вице-губернатор А. Баумгартен, возглавлявший комиссию по его сооружению, не всегда ладили между собой. Друзьями и близкими приятелями они уж точно не были, поэтому возможность тайного сговора между ними исключалась.
4 января 1885 года они сошлись на паперти для осмотра недавно оштукатуренных для живописных работ стен. Вошли в храм и всё, что произошло дальше, задокументировали на отдельном листе бумаги, вынутом из папки профессора. Вот этот текст:
«4 января 1885 года, прибыв во Владимирский собор для разных соображений, мы, ниже подписавшиеся, остановились близ входных дверей, говоря об украшениях главного алтаря. Затем после молчания, во время которого каждый из нас всматривался в запрестольную стену, сначала недоверчиво стали проверять друг друга, что представляется каждому из нас на той стене, и затем сознались друг другу, что видим на ней изображение, здесь начертанное (к тексту прилагался рисунок), образовавшееся из пятен штукатурки.
Председатель комитета по постройке собора вице-губернатор Баумгартен,
профессор С.-Петербургского университета Адриан Прахов»
На зарисовке Прахова видна фигура Богородицы в полный рост. Она держит Святого Младенца с протянутыми перед собой руками. Трудно сказать, что означает этот жест: призыв, благословение или предупреждение? Вокруг фигуры Богородицы устроители храма увидели «идущих вслед за Нею и поклоняющихся ангелов».
И Прахов, и Баумгартен считали себя очевидцами чудесного явления и не скрывали от знакомых своих переживаний. По городу прошёл слух, будто Святая Дева явилась в только что возведённый собор и показала, где и как следует Её изобразить.
«Образованная публика» упорно молчала, не зная, как реагировать на эту странную историю. Тем более что в ней были «замешаны» такие авторитетные люди. Лишь спустя несколько месяцев, 28 июня 1885 г., редакция газеты «Киевлянин» решилась, наконец, дать произошедшему какое-то объяснение.
Подобные истории, писала она, происходят на каждой стройке. Штукатурка на стенах высыхает неравномерно, возникают пятна, и «пылкая фантазия способна отыскать на ней всё, что ей угодно». Никакого чуда, утверждала газета, во Владимирском соборе не было, а фигура Богородицы просто привиделась строителям…
Но профессор Прахов не согласился с выводами газетчиков. Особой набожностью он не отличался, но тем не менее сделал всё возможное, чтобы на порученных его заботам росписях собора Богородица была воспроизведена именно так, как на его зарисовке 1885 года.
Осуществлению этого замысла мешало круглое окно апсиды, находившееся в ногах теперешнего изображения. Его заложили. На том месте в апсиде, где появилось изображение Богородицы с Богомладенцем, как писал проф. Н. Петров, планировалось написать: «Знамение Божией Матери», но, пользуясь предоставленным ему Министерством внутренних дел правом «самолично назначать св. изображения», Прахов настоял на своём. Центральное место в соборе отвели для другого изображения.
В марте 1885 г. профессор заключил контракт на расписание стен собора с Виктором Васнецовым. И в сентябре того же года художник передал хозяйственно-строительному комитету свои эскизы живописи центральной части собора. Его образ запрестольной стены имел поразительное сходство с зарисовкой А. Прахова.
Так смутный образ Богородицы, непонятно как проступивший на стенах собора сразу же по завершении штукатурных работ, благодаря непоколебимой вере А. Прахова в явленное ему чудо, таки запечатлелся в апсиде собора и до сих пор поражает верующих своим загадочным – то ли предупреждающим, то ли благословляющим – жестом.
Однако не следует думать, что профессор навязал свой замысел художнику. Этого не было. Есть основания полагать, что образ Богородицы с призывающим Младенцем явился Виктору Васнецову раньше, чем Прахову и Баумгартену.
Чудо первого воплощения необычайного образа произошло в 1871 г., когда художник скомпоновал небольшое изображение Девы Марии и подарил жене мецената Саввы Мамонтова. Она поставила его как икону в резном киоте возле иконостаса абрамцевской церкви.
Подписав контракт с А. Праховым, Васнецов вернулся к образу, привидевшемуся ему в 1871 г., и воплотил его в формах монументального искусства. По преданию, сохранявшемуся в семье художника, лик Младенца Христа во Владимирском соборе был вписан в икону художником по этюду, сделанному с сына Михаила, впоследствии священника.
Однажды весной, вспоминал Виктор Михайлович, его жена Александра Владимировна «вынесла в первый раз на воздух Мишу, ещё младенца». И тогда же произошло ещё одно чудо – ребёнок на руках матери повторил тот жест, который когда-то привиделся его отцу: «увидев плывущие по голубому небу облачка и летящих птиц, от радости всплеснул обеими ручонками, точно хотел захватить, прижать к сердцу всё, что увидел первый раз в жизни».
Так объяснял «символическое движение рук Богомладенца, понятное не для всякого» (слова проф. Н. Петрова) сам художник, хотя оно и было необычно для иконографической традиции.
Образ Богородицы Васнецова имел огромный успех. Со временем живописный комплекс собора стал образцом, по которому расписывались церкви как в самом Киеве, так и далеко за его пределами.
Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны.
(По кн. А. Макарова «Были и небылицы старого Киева»,
hram-nikola.kiev.uа)
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий