Выбор

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 18-е зачало, 6, 22-33

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;

если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?

Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться?

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Положено к чтению в храмах в неделю 3-ю по Пятидесятнице, день воскресный, 2 июля.

 

Дела, деловые встречи, деловые разговоры, «Деловая Россия» (называется целый канал на телевидении)… Деловитость, занятость, озабоченность поисками хлеба насущного – примета времени. И тут: не заботьтесь! Как же это – не заботиться? А если Господь знает о нужде, а “не даст”? Что, если “приложится” слишком поздно? Да и ведь не только в том дело, что самому как-то жить надо – надо ж ведь чаще всего кормить родителей, семью – а с ними как?

Преткновений с пониманием этих слов Спасителя всегда было немало. В самом деле, как же их следует понимать?

Святитель Феофан Затворник писал: «Без дел и занятий нам быть нельзя. Бог дал нам деятельные силы, которые и требуют упражнения. У всякого потому есть свои дела и занятия, они требуют внимания; но, с другой стороны, нравственное преуспеяние, важнейшее всего другого, требует, чтобы внимание всегда было в Боге. Как согласить то и другое? Надо все дела и занятия делать как дела Божии, Богом на нас наложенные, и посвящать их Богу. Тогда, делая их, не будем упускать из внимания Бога, ибо при сём неизбежна забота, как бы всё делаемое сделать благоугодно Богу». И еще он же писал: «Чтобы дела и занятия не поглощали всего внимания, надобно сделать их без увлечения, не пристращаясь к ним. Навык на это надо приобресть, постоянно напрягаясь и расслабляя себя, делать дела свои не потому, что к тому или другому душа лежит, а по сознанию долга. Определение же должного и побуждение к нему надо взять из области Божеской. Тогда занятие делами будет и усердно, и отрешенно – отрешенностью не в пустоту, а прямо к Богу. Тогда, и приступая к молитве, ничего не будет стоить выбросить их из внимания. Да они и сами собой будут выпадать из него…»

В самом деле, не раз было уже замечено теми же врачами-психологами, что наиболее успешно дела складываются у тех, кто умеет легко переключаться с одного на другое, умеет в нужное время вообще «отключиться» и заняться чем-то иным. Говорят: умей в своем деле плавать как рыба в воде, но голову всегда держи над водой. И это чисто по-человечески понятно: так не «зациклишься», если возникнут в деле какие-то неурядицы; просто мир становится больше и вместо одной комнаты в доме души становится две или несколько. Продолжая это сравнение, можно сказать, что для того, чтобы из этого дома «прорубить» дверь наружу, чтобы открылся весь огромный простор жизни, и нужна постоянная обращенность к Богу, посвящение Богу всех своих дел.

Что такое маммона? Это сирийское слово означает “богатство”. Сегодняшнее Евангелие, выходит, говорит нам о несовместимости богатства и служения Богу? Не раз на это место из Писания коммунисты, по духу своего учения совершенно чуждые христианству, «тыкали» Церкви – дескать, почему же вы не агитируете против богачей? Но обратим внимание, ведь речь в этих словах Спасителя идет не о самом богатстве, но о служении ему.

Кстати, в истории Церкви были христиане, которые поняли это место из Нагорной проповеди неправильно и осуждали всякий труд, проповедуя отказ от него как особую добродетель. Звали их манихеями, и характерно, что их учение было признано еретическим -нет, не за толкование этих слов Спасителя, а за извращение самого понятия о Божестве.

«С христианской точки зрения, дело не в том, сколько у человека собственности, – пишет современный христианский писатель Михаил Назаров, – а как он ею распоряжается – служит ли она его духовным целям, или же он служит ей, как идолу. Так, в Евангелии можно найти много порицаний богатства, и социалисты полагают, что этим Христос отрицает и частную собственность. Однако, как отмечают И.А. Ильин и С.Л. Франк, порицаются не размеры имущества, а внутреннее отношение человека к нему: когда «служат» ему, а не Богу, когда «собирают себе» земные сокровища и пребывают в них «сердцем». И нищий, и богач могут быть добрыми и злыми. Только избранным для особого служения – апостолам – Христос советовал добровольное отречение от имущества во имя любви к Богу (в этом смысл монашеского подвига). Остальным же, не отменяя заповеди «не укради!», Он заповедовал милосердие и щедрость. Решение проблемы состоит в том, чтобы сочетать строй экономической свободы и частной собственности – с милосердным настроем души, с братской солидарностью. Основатели Третьяковской галереи дают наглядный пример благотворительных традиций русского купечества (не случайно связанных с аскетическим старообрядчеством)».

Все же нужно четко понимать, что богатство – серьезная преграда на пути к спасению, мало кому удается ее «перепрыгнуть», сохранив в то же время это богатство. Третьяковых всегда было мало, потому что богатство – очень сильный искус. «Трудящийся достоин награды за труды», – говорит Христос, но не говорит, что богатый достоин награды за свое богатство. Напротив – легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство небесное.

Трудитесь, – говорит Господь. – Но знайте, что награда за труды дается Богом, и что вы сами, как бы ни заботились, ничего не можете достигнуть без помощи Божией (по Б.И. Гладкову).

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий