Серёжина миссия

Забавны бывают те или иные истории, вдруг попавшие в руки к интеллигентам-интеллектуалам.

Лет тридцать назад прочитал я у Василия Розанова про японца Сергея Никодимовича Сеодзи, который принял православие и почти закончил Духовную академию в России, но потом вдруг передумал идти по стезе священнослужения и сделался офицером.

Сергей Сеодзи

Розанов по этому поводу разразился красивой филиппикой, которая произвела на меня большое впечатление: «Украли бедного Серёжу Сеодзи! Украли у его японской цивилизации, похитили с его поэтического ландшафта, отторгли от семьи, вырвали из объятий матери, братьев, сестёр!» Взамен же напялили на него европейский сюртук, заставили учить катехизис и всё, что напридумывали за 1800 лет христиане, чтобы погрести под этим не только Евангелие, но и японского юношу, далее задавили, замучили. «Жёлтый человек в переделке» – так называлась эта статья.

Не мог я не проникнуться сочувствием к Серёже. Хотя в православии много живого, трогательного и поэтического, но зацепило помянутое Розановым отличие нашей европейской культуры, вполне фундаментальной, от хрупкой японской. Спустя некоторое время, однако, я засомневался. Подумалось: бежать из Церкви, где у человека довольно много свободы и где можно найти для души то, что смягчит тоску о родине, в армию в высшей степени странно. Меньше всего армейский плац напоминает японские ландшафты. Здесь было противоречие, явно свидетельствующее о том, что Розанов несколько увлёкся.

В последующие годы эту историю про японца я находил то у атеистов – на этом примере показывали, отчего христианство им кажется душным, то у публициста Дмитрия Философова, который под впечатлением русско-японской войны говорил, как трудно из японца сделать человека – зверь останется зверем. В последний раз обнаружил у атеиста и националиста Дмитрия Галковского, решившего с помощью японского Серёжи доказать, что православный не становится автоматически русским, а вот русским можно быть и без православия. У кого что болит.

На самом деле всё несколько проще. Сеодзи с самого начала являлся сотрудником японской разведки, которая не могла его напрямую внедрить в русскую армию – сначала он должен был натурализоваться. И сделал он это блестяще, не только не прячась, но и старательно привлекая к себе внимание. Даже книжку в 1892 году издал «Как я стал христианином», скучноватую по содержанию, но сенсационную по факту. Исполнив свою миссию, Сеодзи неожиданно для всех всплыл в штабе генерала Куроки, возглавлявшего армию во время русско-японской войны. И предполагаю, сделал неплохую карьеру.

Удивительно, во что превратили обычную карьеру удачливого шпиона наши мыслители, сделав иллюстрацией идей – каждый своей. Это продолжается вот уже почти 125 лет, и боюсь, что про Сергея Сеодзи не раз ещё услышу – в покое его не оставят.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий