100 лет русскому исходу

В последние годы в России не то что усиливаются, скорее, ожесточаются левые движения, которые раздражает отношение Церкви к исторической России. Так как часть из их участников православные, это создаёт определённые завихрения, но есть вещи, где большинство из нас не может пойти на уступки. Это, прежде всего, отношение к Царю-мученику, отношение к людям, оказавшимся в числе противников советского режима. Речь идёт не о политической поддержке Белого движения, Церковь молится за всех, а о сострадании православным христианам, убитым или изгнанным из страны. 11 ноября стало скорбной датой Русского исхода, которому в этом году исполнилось 100 лет. В этот день закончилась эвакуация из Крыма военных частей и огромного числа гражданских лиц.

В связи с этим в Севастополе заложили Аллею памяти рядом с храмом и будущим музеем у древнего обустроенного источника св. Климента Римского. Среди почётных гостей, посадивших деревья в память об Исходе, были и потомки беженцев. При высадке крымских кипарисов использовалась освящённая земля гаваней, где стоял Русский флот, покинувший Севастополь, и городов, где изгнанники нашли новый дом.

Фото с сайта hersones.org

Памяти одной из них – старейшине русской общины в Тунисе Анастасии Манштейн-Ширинской (1912–2009) – был посвящён новый сорт сирени с лилово-розовыми махровыми бутонами. В Санкт-Петербургском ботаническом саду его назвали «Анастасия Ширинская» и передали сертификат на саженцы наместнику Александро-Невской лавры епископу Назарию. Сами саженцы в обитель привезут весной. Владыка планирует высадить их в самом монастыре и в Никольском скиту. Женщина, которой посвящён новый сорт сирени, стала свидетельницей эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма и внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий и памяти о Русской эскадре. При участии Лавры был создан фонд её имени, который продолжит эту работу.

Выставка, посвящённая 100-летию, открылась в Вятке при поддержке епархии возле кинотеатра «Колизей», её так и назвали – «Русский исход». В её рамках вспоминаются события того времени, когда не меньше 150 тысяч человек на 126 судах навсегда покинули русский берег. Десятки тысяч оставшихся были уничтожены различными подразделениями ЧК. Вспоминая эти события, поэт Николай Туроверов, донской казак, написал тогда:

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё мимо, мимо

В своего стрелял коня.

А он плыл, изнемогая,

За высокою кормой,

Всё не веря, всё не зная,

Что прощается со мной.

 

Художник Дмитрий Белюкин. «Белая Россия. Исход»

Картины выставки можно будет в дальнейшем посмотреть в вятской филармонии.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий