Замыкая круг

Архимандрит Трифон (Плотников)

Кубань большинство моих соотечественников воспринимают как место отдыха, зерновую житницу России. Но есть здесь и немало примечательных исторических мест, достойных внимания. Время от времени мне, живя в Краснодаре, приходится ездить по краю, и так я оказываюсь в местах самых для себя неожиданных. Минувшей весной меня с прихожанами пригласил на празднование престольного праздника в село Шабановское, что в предгорьях Большого Кавказа, иеромонах Макарий (Дибров), служивший прежде диаконом в нашем Всесвятском храме, – ныне он возглавляет приход в станице Крепостной. Примерно раз в месяц приезжает в Шабановское.

Архимандрит Трифон (Плотников) и иеромонах Макарий (Дибров) на престольном празднике в селе Шабановское

Село это на Кубани известно тем, что здесь в августе 1924 года был установлен первый на Юге России памятник Ленину. Но меня, конечно, куда больше заинтересовала история здешнего сельского прихода. Я в этом уголке Кубани – в Кавказских предгорьях – ещё не бывал, так что с радостью согласился познакомиться с удивительно красивой природой, а главное, с людьми – небольшой, но крепкой общиной, которая уже несколько лет возрождает здесь православие. Но обо всём по порядку…

* * *

В путь мы отправились рано утром на машине алтарника нашего храма Всех святых казака Владимира Москвитина. Хотя подробные инструкции о том, как добираться, накануне мы и получили: за станицей Смоленской, не доезжая до Крепостной, повернуть налево, – всё же показалось, что заплутали. По привычке достали смартфоны, чтоб определиться, где мы, да не тут-то было: связь отсутствовала – ни карту не посмотришь и не дозвонишься. Вот уж действительно отец Евгений выбирал для строительства храма такое место, где он был по-настоящему необходим.

Путь всё-таки продолжили, благо дороги в удовлетворительном состоянии. В былые времена добраться до села можно было только по обмелевшему летом руслу реки Шебш, перейдя его ни много ни мало 21 раз. Всякий раз по весне русло реки заваливало камнями и брёвнами, размывало в самых неожиданных местах, так что дорога была нелегка. Из тех же, кто пытался добраться до села в иное время года, добирались не все: им общим памятником был большой крест на берегу реки – на могиле одного из таких неудачных путешественников.

Некоторые краеведы название реки выводят с адыгейского «шъэбжье», т.е. «много пчёл». Но пасеки здесь появились сравнительно недавно, а современники наши, предприниматели, развили бизнес, даже организовали в окрестностях пчелолечение. Всё же более верным мне представляется перевод названия Шебш как Лошадиная река, который как раз и говорит о труднодоступности горного поселения.

Эта недоступность села стала одной из причин, по которой воинственных горцев-адыгов в начале 1860-х отсюда выселила на равнину русская администрация. История эта непростая, болезненная, русским здесь противостояли английские агенты, настраивавшие горцев-мусульман против России. Но это уже другая история. Кстати, само название села происходит от расположенной неподалёку горы Шабан, что с арабского означает «пятница», также Шабан – восьмой месяц магометанского календаря. Сначала-то здесь, у Шапсугского перевала, было поселение, основанное после окончания Кавказской войны солдатами Ставропольского пехотного полка. В документах 1882 года в Шабановском посёлке, как тогда уже назывался этот хутор, было 47 домов, а среди его жителей – два «турецко-подданных табачных плантатора», жена поселкового учителя и сам мещанский учитель – так сказать, высшее сельское сословие. Храма здесь, понятное дело, не было.

Разглядывая перед путешествием карту района, я не без удивления обнаружил поблизости от Шабановского урочище Жёлтые монастыри. Откуда монастырь в такой глуши, где православные-то обжились всего полтора века назад? Как потом выяснилось, «монастыри» – устоявшееся название скальных образований из песчаника, местные добавляют к топониму ещё и цвет. Этот памятник природы на высоте 350 м над уровнем моря среди буковых лесов постоянно посещают «дикие» туристы. Красота, тишина, чистый воздух. Неслучайно в окрестностях растут как грибы турбазы.

Попетляв на машине по грунтовой предгорной дороге, на небольшой возвышенности сеть мы всё же поймали, сориентировались на местности и вскоре уже по добротному асфальту въезжали в село. На въезде – деревянный Поклонный крест. Как мы и предполагали, церковка стоит в центре, куда и вывела дорога. Центр поселения производит впечатление просторного безрадостного пустыря – наверное, здесь это самое неухоженное место. Подумалось, однако, что даже в этом можно видеть некий Промысел Божий – сохранил Господь место сие под дом Свой. Рядом обнесённая забором спортплощадка, которую, видно, никто особо и не посещает. Подальше – полуразрушенное здание. У храма, который представляет собой домик из двух вагончиков с луковкой и крестом, нас встретил алтарник Валерий Москаленко. Он показал бетонный фундамент будущей церкви с уже залитым полом, крестом на месте алтаря. Как и положено, попотчевал гостей историей прихода.

* * *

В это основанное переселенцами-молдаванами из Бессарабии село в 1907 году настоятелем был назначен священник Алексей Коробков. Он активно взялся за устройство молитвенного дома, что оказалось очень непросто. Шабановцы, народ в массе своей бедный, на жизнь себе зарабатывали рубкой и продажей леса, кроме того, на лесных полянах у реки выращивали кукурузу и пшеницу для собственного пропитания. Они хорошо понимали, в каком медвежьем углу проживают, и потому опасались втягиваться в такое дело, которое, по их мнению, требовало громадных денег и непосильных для трёх сотен жителей трудов. Предыдущему священнику не удалось убедить сельчан, но отец Алексей не унывал. Он добился разрешения на использование под храм местного леса и камней, обещал найти «спонсоров». И дело пошло: во время разлива реки шабановцы свезли в одно место лес и камень – и работа началась. Но тут же обнаружилось, что, кроме этого, для стройки нужно ещё много чего прикупить за деньги, которых не было совсем. Начались шатания и ропот, упрёки священнику – дескать, затянул людей в авантюру. И сам настоятель было упал духом в какой-то момент, но энергия и надежда на Бога помогли отцу Алексею. Для начала он уговорил сельчан к самообложению, на что не без труда получил согласие. После чего обратился к благотворителям. Их пожертвования, может быть, и не такие значительные, однако ж они вдохновили шабановцев – у них открылось «второе дыхание». Скоро храм был построен.

На освящение храма приезжал протоиерей из станицы Афипской Василий Смельский, оставивший дневниковую запись об этом событии:

«Не бывший ни разу в Шабановском селе не может себе представить той подавленности, отрезанности и отчуждённости от мира, какие чувствовались и испытывались участниками этого торжества при въезде в вышесказанное село. Не присутствовавший на этом торжестве не может также и испытывать тех чувств сорадования и глубокого сочувствия несчастным шабановцам, дождавшимся в своём уголке столь величественного и невиданного для них торжества».

Ну а дальше было известно что: к 1939 году все храмы в округе, в том числе и шабановский Михаило-Архангельский, были закрыты и большей частью уничтожены.

* * *

Возрождение храма здесь началось с того, что в селе появился протоиерей Евгений Порфирьев, штатный клирик краснодарского Никольского храма. Ему очень хотелось отыскать такое место вдали от города, где без суеты и спешки он мог бы возвести храм в честь иконы Божией Матери «Державная». Вдова протоиерея матушка Татьяна рассказала нам, как колесили они по окрестностям в поисках места, как выбрали наконец Шабановку. Отсюда верующие ездили на службу в соседние станицы, проделывая неблизкий путь. Поэтому, когда о. Евгений поселился в селе, у него появились здесь единомышленники, добровольные помощники из местных жителей.

Денег у семьи священника хватило лишь на крошечный домик и участок в шесть соток, да и то родители помогли. И всё же с радостью и благоговением приступил о. Евгений к исполнению задуманного: начал собирать необходимые документы и разрешения для строительства. Это было в 2012 году, а в конце года и он, и его односельчане узнали о неутешительном диагнозе священника: рак почки. Однако о. Евгений не падал духом, решился на операцию и довольно сложное лечение. К лету следующего года он снова смог заниматься организацией прихода. В епархиальном управлении получил полное одобрение митрополита Исидора. Затем обратился в сельскую администрацию с просьбой о выделении земли под строительство храма. Но там отказали, сообщив, что все участки раскуплены-распределены.

История стала до боли напоминать ситуацию со строительством первого храма в начале прошлого века.

– Местные сначала кругами ходили, – рассказала матушка Татьяна, – но батюшка Евгений несколько раз выступал на общепоселковых мероприятиях. Он многих крестил и отпевал. Стали понемногу общаться, признали своим.

С ноября на выделенном участке прямо на улице ставили столик и молились. Раз в месяц служили молебны, читали акафисты. Между делом собирали подписи. А весной 2014-го обнаружились-таки кое-какие резервные зоны в самом центре села – на том самом пустыре. Оказалось, то что надо. Землю оформили общине по договору на три года в срочное пользование. Уже позже передали в собственность прихода.

Перед Пасхой нашлись добрые люди, которые привезли в подарок вагончик-бытовку. Помощники о. Евгения соорудили над ним крышу, водрузили луковку. Через два года появился второй вагончик. Из краснодарского Никольского храма передали престол, жертвенник, иконы, царские врата… Первую литургию отслужили здесь в сентябре 2015 года и в дальнейшем старались совершать её регулярно, но особенной датой было для прихода 17 июля – память Царственных страстотерпцев.

Вокруг отца Евгения собрался крепкий приход. Первая помощница – староста Людмила Ивановна Михайлова, живущая по соседству: она и в храме убирает, и, как о. Евгений завёл, акафисты «Державной» по средам и субботам читает вместе с прихожанами. Появился и хор – «шабановским распевом» называл их пение батюшка. Он радовался переменам, произошедшим в селе, видел, как люди укрепляются в вере, представлял себе будущий храм. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала. Пасху 2019-го он отслужил в Шабановке, а первого июля отошёл ко Господу: было ему 62 года.

Настоятелем прихода назначили иеромонаха Макария (Диброва) – того самого, который и пригласил меня послужить в престольный праздник.

Прихожане храма иконы Божией Матери «Державная» в Шабановском

* * *

Когда мы подъехали к храму, внутри уже шёл водосвятный молебен. Молились местные прихожане. В половине девятого стали читать часы, а к девяти прибыл из Краснодара большой автобус с паломниками, прихожанами Никольского храма.

Мне довелось возглавить литургию не только по праву гостя, но и по чину так положено – архимандрит. Царские врата не закрывались до причастия духовенства, у меня есть на это благословение. Сослужил наш добрый хозяин, иеромонах Макарий, – кроме Шабановского, он ещё настоятель храма в станице Крепостной. Свечу на входах предносил в стихаре по росту сын Валерия Захарий – серьёзный молодой человек лет шести от роду. В школу ещё не ходит, но дома с ним по программе русской классической школы занимается мама. На запричастном стихе семинарист Пётр Горин зачитал составленную им проповедь. Он отметил, что обретение иконы Божией Матери «Державная» было неким знаком утешения верным в том, что Царица Небесная не оставит Свой народ. Также это должно служить напоминанием нам о том, Кто на самом деле является нашим Царём и Кому действительно принадлежит вся власть, Чьи повеления мы должны исполнять и Кого чтить. В России произошла величайшая трагедия для всего народа, но она не случилась в одночасье. Отступление от присяги императору – результат многовекового отступления русского человека от Бога, своего Небесного Царя.

«Свечу на входах предносил Захарий – серьёзный молодой человек лет шести от роду»

Это очень символично, что Сама Божия Матерь пришла нам всем напомнить об этом в Своём «Державном» образе в том самом селе, где водрузили на постамент первый на Юге России памятник безбожному властителю. Икона Божией Матери «Державная» явила себя православному народу 2 марта 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой – державу (знаки царской власти), на главе Её была корона. Многие увидели тогда в этом знак того, что отныне Божья Матерь берёт попечение о России в Свои руки. Ну а реальную, но временную власть взял тот самый персонаж, памятник которому стоит в Шабановском возле здания администрации.

Шабановское. Бюст Ленина, установленный в 1924-м

В конце января 1924 года, когда на Кубани стало известно о смерти Ленина, секретарь здешнего Совета Жиленко и уполномоченный «Всеработземлеса» Мерчанский осматривали будущие лесные делянки и наткнулись на дольмен.

Поясню: дольмены – это древние, более чем 5-тысячелетние погребальные сооружения из камней – четыре гигантские плиты, установленные вертикально и перекрытые сверху пятой плитой. Вес этой крышки может достигать десятков тонн, размер – до 10 метров. Спереди обычно вырезается круглое входное отверстие. Что за народ жил в ту пору, что способен был соорудить их? До сих пор с дольменами, распространёнными от Атлантики до Тихого океана, связано много тайн. Но, во всяком случае, их культовое значение очевидно. Понимали это и местные коммунисты.

Тем не менее идея уничтожить дольмен, сделав из него основание памятника вождю мирового пролетариата, была одобрена на заседании местного Совета. Плиты доставили из леса на воловьих упряжках. Сваять памятник из гипса было поручено здешнему греку Канкалиди, окончившему школу живописи. Для достижения внешнего сходства он использовал газетные фотографии, но его работу забраковали, признав, что Ленин на себя не похож. Тогда было решено купить бюст в Краснодаре. В конце августа 1924 года памятник был открыт. Делали, как видно, в спешке и в дате рождения, указанной на памятнике, допустили ошибку. На постаменте высекли надпись: «Дорогому вождю мирового пролетариата В.И. Ленину. Род. 23 апр. 1870 г. Умер 21 янв. 1924 г. Память о тебе никогда не умрёт в сердцах миллионов рабочих и крестьян». Дата рождения, как видите, искажена.

Из «достопримечательностей» села постсоветских лет – музей-завод «Самогон», действующий с 2015 года. Туда мы не пошли, но, судя по рекламному видеоролику в Интернете, он хорошо «экипирован» аутентичными вещами и напитками.

Церковь же в честь иконы Божией Матери «Державная» станет новой, прежде всего, духовной достопримечательностью села Шабановское.

 

* * *

…Богомольцев исповедовали мы с отцом Макарием: причастились двадцать пять человек. После отпуста по традиции совершили крестный ход вокруг храма. Меня особо впечатлило огромное кропило, как, впрочем, и внушительная водосвятная чаша, с которой управлялся наш Владимир Москвитин. Кропило позволяло вбирать в себя с полведра святой воды, которая при взмахе изливалась на богомольцев веером под их жизнерадостные вопли и восклицания. Надо сказать, для прихожан это самая оживлённая часть богослужения.

Праздник завершился трапезой, её доброхотные прихожанки накрыли под навесом между церковью и стоящим рядом подсобным помещением. Было прохладно, но теплота праздничного общения согревала души и сердца.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий