Вред на пользу

Святитель Василий Великий в своей молитве на изгнание демонов обращается к Богу: «Бог богов и Господь господей, огненных чинов Творец и бесплотных сил Хитрец…» Думаю, что эти бесплотные силы и управляют человеческим обществом: ангелы тайно склоняют его к добру, а демоны манипулируют, направляя ко злу. Почему святой Василий назвал Господа Хитрецом? Потому что Бог любой вред пытается обратить в пользу.

Как работает принцип вреда и пользы в духовной жизни, расскажу на своём примере. На своей странице в «ВКонтакте» я написал: «Мы, современники, развращены политикой. Полагаем, что от нас многое зависит, и тем извращаем веру в Бога. Мы знаем, что Он есть, но про себя думаем, что Он либо ослеп и оглох, либо уснул, либо Ему не до нас, если такие безобразия творятся в мире». Все проблемы человечества в нашем массовом нечестии, в любви ко грехам, вокруг которых крутится немалая часть денег мира. Отсюда оскудение любви к Богу и людям. И если не покаемся, не переменим свои мысли и дела, то получим от Него не по милости, а по заслугам.

 

«Страшный суд. Мерило праведности». Фреска в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, Косово)

Вот о чём пытаюсь рассказать, но дело в том, что пишу я не совсем грамотно. И это лишь один из моих недостатков. Нет у меня музыкального слуха, голоса, нет памяти на даты и много другого. Когда-то переживал, но в Церкви со временем смирился со всем этим. Пишу по-прежнему с ошибками, но, слава Богу, пишу. Грамотные разберутся, что я хотел сказать, – одни из них сочувствуют и пытаются научить меня, другие, правда, негодуют, как будто я их лично оскорбил. Но мои недостатки – это как раз тот вред, который идёт на пользу. Они меня смиряют, а читателей, раздражая, меняют в лучшую сторону – они начинают догадываться, понимать, что прежде в тексте форму ценили больше содержания. Есть ещё злые манипуляторы, хотящие, чтобы я замолчал, но я креплюсь.

Так же бывает, когда я пою. Люди с музыкальным слухом страдают и морщатся, как от зубной боли. Регент монастыря Иоанна Богослова грозил мне кулаком за то, что я в полусотне метров от него подпевал хору на водосвятном молебне. В Максаковке, где я служил, мы – безголосые – в храме не пели, уходили в скит святых Кирилла и Марии, где голосили у креста кто как может. А в чём польза? Я не вмешиваюсь в дела клироса, и оттого он у нас лучший на свете.

Слава Богу, я духовно мало образован. Богословие моё – опытное, выстраданное, его довольно для пастыря, но мало для того, чтобы вступать в богословские споры. Это помогает избежать многих искушений, ведь трудно стать еретиком, когда сознаёшь своё невежество.

Как-то раз на студии ТВ меня перед выступлением минут пятнадцать расчёсывали и долго штукатурили, чтобы обмануть телезрителей относительно моей внешности. К счастью, и с нею мне не повезло.

Что касается вида и роста, то в священнической одежде, клобуке или скуфье я выгляжу вполне прилично. Но вспоминаю по этому поводу вопрос иеромонаха Николая (Размыслова), моего собрата-священника: «Чья сбруя на коне – коня или его хозяина?» Конечно, хозяина. Однажды, облачённый в новые белые священнические одежды, я вышел на паперть позвонить к Божественной литургии. Девочка лет четырёх, взглянув на меня, зажмурилась и стала восклицать, показывая на меня рученькой: «Бог! Мама, Бог!» Вокруг стояли люди. Я смутился, говорю: «Золотце, я не Бог, я Его работник». Но девочка не соглашалась. Наверное, мама её звала: «Поедем в церковку, к Богу», – вот она меня из-за одежд и приняла за Господа. Мне же было стыдно. Как часто мы, священники, не сознавая того, заслоняем Бога! Если бы ребёнок знал, какой грешный человек скрывается под белой одеждой, он бы отвернулся, быть может, и навсегда. С той поры, совершая молебны, я не могу стоять напротив аналойной иконы. Становится мучительно, что я закрываю собой образ от молящегося народа, поэтому держусь в сторонке – пусть видят иконы, а не меня.

Народная мудрость гласит: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Если переложить эту пословицу на христианский лад, она звучала бы так: «Встречают по одёжке, провожают по любви». Потому что ум без любви, сколько бы благих намерений ни имел, может погубить множество душ. Все христианские ересеначальники были умны, образованны, красноречивы, но много повредили телу Христову – народу Божию, бичевали его, словно те римские воины-язычники Спасителя перед казнью. Однако, несмотря на ереси, под присмотром виноградаря – Бога – христианство, как лоза, продолжает расти и плодоносить.

Сейчас даже учёные склоняются к тому, что Бог есть, приводя доказательства. Но в то, что Он благ и человеколюбив, надо поверить. И стараться любить всех, как Он нам благословил. А ведь мы, знающие Бога, не любим даже себя. Сознательно грешим, совершая перед Ним преступления. У нас есть страхи – войны, болезни, но перед Господом мы страх потеряли. Если мы верим в Бога и доверяемся Ему, то должны успокоиться и помнить, что без Его воли не падёт ни единый волос с нашей головы.

Потому же христиане никого не вправе осуждать. Не стоит следовать тем, у кого кипит разум возмущённый, кто уверен, что имеет право оценивать всё на свете. Скажем, Сталину – при всех его злодеяниях – нужны были храбрые воины, умелые строители, учёные, педагоги, врачи, инженеры. Последующие секретари и президенты обходились без жестокостей, но нужда в людях у них исчезла. Что лучше?

Святитель Николай Сербский называл врагов «суровыми друзьями». Из-за них мы живём осмотрительно, избегая многих искушений. Как-то посетила мысль: какую пользу приносят Церкви богоборцы вроде журналиста Александра Невзорова? Они вычищают, выметают из неё случайных людей, зашедших в пряничный храм за житейской удачей и материальной выгодой. Пусть уходят, останутся преданные, Самим Христом призванные.

Господи, помилуй нас, грешных, и благослови!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий