Помазание маслом в Церкви

В разное время в храме происходит помазание верующих святым маслом. Это могут быть различные действа.

 

«Святой митрополит Казанский и Свияжский Ефрем помазывает Михаила Фёдоровича на царство в 1613 году». Художник Филипп Москвитин

МИРОПОМАЗАНИЕ – это Таинство Православной Церкви.

Миро (с греч. «благовонное масло») – смесь оливкового масла, белого вина (чтоб масло не пригорало и не воспламенялось) и более 40 благовоний: ладана, корней калгана, фиалки и имбиря, лепестков роз, мускатного и гвоздичного масла и др. – их перечень и количество не установлены строго. Его варит и освящает глава автокефальной (самостоятельной, признанной) Церкви – митрополит или Патриарх. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, и в этот день миро доводят до кипения и варят на малом огне, постоянно перемешивая. Так продолжается три дня. Освящение мира Патриарх совершает в Великий четверг после Божественной литургии. Затем миро рассылается по епархиям. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.

Ещё в ветхозаветную пору миром помазывали скинию, первосвященников, пророков и царей, с ним ко гробу Иисуса шли жёны-мироносицы. Через помазание человек принимает на себя звание христианина, которое означает «помазанник». Иисуса Христа Бог Святым Духом и силою помазал (Деян. 10, 38). В апостольские времена каждый крещаемый получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но впоследствии из-за невозможности личной встречи с епископом каждого посвящаемого рукоположение было заменено миропомазанием.

Совершается миропомазание обычно сразу после крещения. Делается это один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого. Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Также в России существовал чин помазания на царство. Совершалось оно в Успенском соборе Кремля во время венчания на царство, которое состояло из коронования и помазания.

Чин миропомазания совершался во время литургии. Император, сняв корону, по окончании пения причастна подходит к Царским вратам, которые в это время открываются, а императрица, идя за ним, останавливается между троном и ступенями пред алтарём. Из алтаря выходят два митрополита, и первенствующий из них помазывает Государя святым миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святаго. Аминь». Затем подходит к Царским вратам императрица – её помазывают миром только на челе. По окончании миропомазания оба величества приобщаются Святых Тайн.

Миро используется также при освящении новых престолов в храмах.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (СОБОРОВАНИЕ) – это также Таинство Православной Церкви, через которое подаётся исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В Греческой Церкви называется «Последование святого елея». Согласно Ветхому Завету (Лев. 14, 10-29), прокажённые, исключавшиеся на время болезни из числа избранного народа по причине нечистоты, при выздоровлении принимали помазание от священника в знак обретения чистоты и возвращения в народ Божий. Апостол Иаков свидетельствует: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Церковное предание признало в этом обряде одно из семи таинств Церкви, называя его «врачевством бессмертия» и «лекарством жизни».

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.

В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов, утешение, мир и помощь в выздоровлении. Благодать, подаваемая в елеосвящении, укрепляет душу больного, чтобы он смог преодолеть дьявольские козни, если приближается час его смерти. Архиеп. Филарет (Гумилевский), канонизированный Украинской Церковью в 2009 г., утверждал, что Таинство не совершается над неверующими, здоровыми, младенцами и нераскаявшимися грешниками. Соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком или накануне серьёзной операции. Если больной выздоровеет, приняв елеосвящение, то в случае новой тяжёлой болезни он может снова принять это Таинство. В течение одной и той же болезни оно может быть повторено, если болезнь усилилась.

Для Таинства нужно участие семерых священников (отсюда название – соборование), но допускается и участие одного. Священник помазывает лоб, ноздри, щёки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажжённой свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает на голову соборуемого раскрытое Евангелие, символизирующее десницу Христову, и молится о прощении грехов.

ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ – это помазание освящённым маслом, в первую очередь на всенощном бдении. Елеопомазание – не таинство, а обряд, символически изображающий излияние Божией милости на человека.

В лавре Саввы Освященного в пятом веке существовал обычай совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у гроба преподобного, что символизировало его благословение, преподаваемое братии. В Древней Руси помазание совершалось не только на память особо почитаемых святых, но и в Господские и Богородичные праздники на службе первого часа, после целования иконы на аналое, со словами: «Во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа помазуется раб Божий (имярек) на здравие и на спасение, на оставление грехов».

Ныне во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто «С праздником». Перед этим верующие подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нём Евангелие и икону праздника. В некоторых Церквях сохранилось правило помазывать верующих двумя пальцами, но чаще священники используют для этого стручец.

Перед погружением в купель во время Таинства крещения также совершается помазание елеем, который освящается до этого чтением особой молитвы – в ней говорится о елее как о символе примирения человека с Богом.

Подготовил Игорь Иванов

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий