Верую!

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. 40-е зачало, 9, 17-31.

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне.

И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет.

Положено к чтению в Неделю 4-ю Великого поста, день воскресный, 2 апреля.

«Верую, Господи! помоги моему неверию».

Как часто в разговорах с людьми сегодня через многословие, через горячку эмоций и скепсис слышатся эти самые слова!

«Понимаю, что надо молиться, чувствую это, – делилась как-то преподавательница средней школы, заглянувшая в редакцию. – Ну а если узнают об этом ученики? Да я и молиться-то не умею…» Я потянулся было на полку за молитвословом, но женщина остановила меня: «Я не это имею в виду – молитвослов у меня есть. Я о том, как молиться… по-настоящему, чтобы от души шло…» И вспомнились мне тогда эти слова: «Верую, Господи! помоги моему неверию».

В этом признании – мольбе отца бесноватого глухонемого юноши, внешне весьма странном (с одной стороны «верую», с другой – «помоги неверию»), – заключена характеристика всего нашего противоречивого времени. Кажется, слова эти только-только сорвались с уст, прозвенели под небом нашего отечества, и вот мы замерли, ожидая ответа на эту мольбу…

Надо признать, что очень немногие из нас были с детства воспитаны в православной вере. Хорошо, если это было просто доброе воспитание в близости с природой, в общении с хорошими товарищами. А то ведь часто не было и этого. В уши нам без конца вкладывали, что Бога нет, и мы привыкли, что верить – глупо и несовременно, при этом имея о вере самое смутное представление. Может, для многих так все и осталось бы, не случись беда: вдруг стали мы замечать, подобно отцу того глухонемого отрока, что и наши дети незаметно становятся глухи к добру и немы с нами, в них словно бы порой вселяется бес… Впрочем, беды у всех были свои. И испытав все средства, от сознания собственного бессилия обратились мы к Богу: если можешь, сжалься над нами и помоги нам! Господь всесилен помочь любому – но только по вере: можешь ли ты сколько-нибудь веровать, чтобы просить Его о чем-то?

Так начинались поиски веры.

Было трудно. Приходилось перешагивать через собственное, такое устоявшееся и любимое «я». Кому-то пришлось переосмыслить не только собственную жизнь, но жизнь и ценности своих родителей – и открытия на этой стезе, когда любовь вступала в конфликт с правдой, были порой еще драматичнее.

Но теперь эта часть пути, можно сказать, пройдена. Конечно, не всеми, конечно, кто-то только вступает на него, а кто-то сходит «с дистанции». Но если можно говорить, что в обществе что-то происходит, то главное – слова «помоги моему неверию» сегодня произнесены. Неверие в общественном сознании перестало быть достоинством, атрибутом образованного и независимого человека. Но что дальше?

Впереди – теряющаяся в бесконечной высоте лестница духовного восхождения. Загляните в церковный календарь, и вы увидите, что четвертая неделя Великого поста посвящена памяти св. Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, давшего нам руководство к этому восхождению. «Ныне поминаемый преподобный Иоанн Лествичник молитвою и постом победил врага нашего спасения… В своей «Лествице» он в подробности описал путь покаяния от начала до его вершины – бесстрастия» (митр. Московский Макарий).

Всякого, вступившего на путь веры и покаяния, ожидает непрерывная «брань против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». «Облекитесь во всеоружие Божие, – обращается к нам ап. Павел (Еф. 6, 11), – чтобы вам можно было стать против козней диавольских… А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить раскаленные стрелы лукавого. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…»

«Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста», – говорит Спаситель. «Все мы, грешники, в большей или меньшей степени одержимы нечистым духом… Если мы хотим избавиться от него, Святая Четыредесятница – самое благоприятное время для этого… Молитва необходима, ибо сами мы, без помощи Божией, ничего не можем сделать против диавола. А пост необходим для нашей души, которая, с помощью Божией, борется против диавола» (митр. Макарий).

«Как возможно, скажешь, человеку светскому, озабоченному житейскими делами, молиться по три часа в день и приходить в церковь? Возможно, и весьма легко… Возстенай горько, вспомни о грехах своих, воззри на небо, скажи умом: помилуй мя Боже, и кончена молитва твоя. Кто сказал ПОМИЛУЙ, тот сделал исповедь, и сознал грехи свои, потому что желать помилования свойственно согрешившим… Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко; благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими; если только мы бдительны, то можем молиться всегда весьма легко… Можно и жене, сидя за прялкой и занимаясь тканьем, воззреть умом на небо и призвать Бога пламенно; можно и мужу на торжище и на пути совершать усердные молитвы… Бог не гнушается местом; Он требует только одного пламенного сердца и целомудренной души… Говорю это, чтобы убедить вас чаще приходить в церковь, и дома молиться в тишине, в свободное время. Если же в какое-либо время будете находиться среди множества других людей, и тогда не оставляйте молитвы» (св. Иоанн Златоуст).

Молитва да будет нашим постоянным внутренним делом, призывают отцы Церкви, а пост и воздержание – оградой этих праведных трудов. «Ум постника молится трезвенно, – пишет Иоанн Лествичник, – а ум невоздержанного полон нечистых мечтаний. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце… Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесняй чрево свое…»

…Верую, Господи, но слаба моя вера. Укрепи же меня на путях Твоих, дай силы молиться и да будет на все Твоя святая воля.

И.В. (Игорь Иванов)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий