Рейтинг падальщика
Первый канал опять отличился, выпустив 6 мая сюжет об ухудшении ситуации с коронавирусом в Беларуси. Мысль такая: после пасхальных служб и вообще легкомысленного отношения к карантину эпидемия захлестнула наших соседей. Чтобы убедить в этом, журналист Алексей Кручинин сознательно исказил информацию – эксперты обнаружили у него семь фактов откровенной лжи.
Самый безобразный момент – эпизод, отснятый на кладбище города Столбцы. Камера скользит по крестам, в то время как репортёр печально комментирует: «Нам показывают, что все эти захоронения на краю кладбища появились буквально за несколько дней. Истории умерших похожи: тяжёлая пневмония, аппарат искусственной вентиляции лёгких, смерть». Крупным планом представлено лицо молодой девушки – ещё одна жертва коронавируса, которую власти попытались скрыть.
Что на самом деле? Девушка погибла в автокатастрофе в ноябре прошлого года, ещё до начала эпидемии. Ни о ком из похороненных группе Первого канала ничего не было известно. Просто медийные падальщики захотели как можно сильнее ударить по нервам телезрителей.
Как следствие – Кручинина и его группу попросили немедленно покинуть страну. Пострадала не только репутация канала, но и России. Наш посол Дмитрий Мезенцев лишь разводит руками, объясняя: «Это федеральный, но не государственный канал». Признаёт все обвинения, ему стыдно. Руководству Первого канала, который ежегодно получает от государства порядка 100 миллионов долларов, – нет. Об увольнении или даже мягком наказании журналистов ничего не известно. И это понятно – наказывать придётся слишком многих.
Вот как объяснил эту практику нашего ТВ режиссёр Александр Карпиловский: «В Америке в период великой депрессии считалось, что нужно показывать лёгкие, светлые фильмы, которые отвлекают от проблем. А у нас, к примеру на Первом канале, есть мнение, что людям надо показывать, что у других проблем ещё больше».
Карпиловскому вторит известный московский пастырь игумен Киприан (Ященко): «Я много бываю за рубежом и не знаю ни одной страны, где было бы такое похабное телевидение. То, что “крутят” у нас на телевидении, во всём мире показывают только по специальным платным каналам. И те люди, которые смотрят эти каналы, ещё и учитываются как не очень благонадёжные».
На Пасху я включил Первый канал в начале 12-го ночи – в надежде увидеть что-то, посвящённое празднику, но оказалось, почти вся Страстная суббота была посвящена каналом дню рождения Аллы Пугачёвой, даже не юбилею. Опять показывали Киркорова, от которого, как и от Галкина с Басковым, безнадёжно устали даже самые преданные поклонники Аллы Борисовны.
Почти каждый раз, когда по какой-то причине включаю телевизор или это делает кто-то другой, мне несколько дней приходится отходить от шока. Все эти «Пусть говорят», «Давай поженимся», политические и «судебные» ток-шоу, предельно недостоверные сериалы, где постоянно искажается обычная человеческая правда и отсутствуют нормальные семьи, вызывают отвращение у людей, которые редко смотрят ТВ.
«Зрителям нравится, – убеждают нас, – иначе каналам не заработать». Правда ли это? Смотрю рейтинги за несколько дней. Малышевой нет даже в первой сотне. Куда больше просмотров, чем шоу Малахова, собрал фильм «Иван Бровкин на целине» 50-х годов. Едва ли не самое большое число зрителей собирают парад Победы и тому подобные включения, а также фильмы, за которые не стыдно. Молодёжь телевизор не смотрит в принципе, аудитория сократилась до трети населения, поэтому когда свой непрофессионализм и полное отсутствие стыда руководство каналов пытается оправдать тем, что «народ не тот», что ему ничего не надо, кроме хлеба и зрелищ, как в умирающей Римской империи, это очень далеко от истины.
С другой стороны, достойные проекты вроде телеканала «Культура», и верно, большой аудитории не собирают. Это можно отнести и к православным телеканалам «Союз» и «Спас». Даже среди воцерковлённых их смотрят далеко не все. Это мир «говорящих голов», перебиваемых неплохими сюжетами, фильмами, отлавливать которые не хватит никаких сил. Нет нерва, людей, способных поддерживать внимание.
Ни в коем случае не снимаю вины с государства за то, что происходит с телевидением. Нас, похоже, бросили на растерзание людям с низкой социальной ответственностью. Но и мы сами, Церковь слишком мало сделали, чтобы это остановить, создать альтернативу.
Пытаюсь представить, какой канал нам нужен, чтобы заинтересовать самых разных людей. Уже помянутый выше игумен Киприан после нескольких лет исследований пришёл к выводу, что нужен светский духовный канал. В мире выпускается немало хороших, добрых фильмов вроде «Маленькой принцессы», на ура идущих у детей. Могут появиться хорошие злободневные передачи о науке, медицине, истории. Помню, долгое время выпускалась на федеральных каналах отличная семейная передача «Очумелые ручки» – наследница детской передачи «Умелые руки», выходившей в 1960—70-е. На Ютубе попадаются подчас изумительные светские исполнители, но без какой-либо разнузданности.
Перечислив всё это, спохватываюсь: главное не что, а как. Нужна команда талантливых людей и режим свободного плавания для них, потому что такой команде либо доверяют, либо её увольняют, но постоянно дёргать, давая советы, – убить всё на корню. Это – два условия, которые в наших обстоятельствах соблюсти невозможно. Талантливых много, но позовут не их, а своих: правильных, с церковными наградами, послушных, само собой, а то, не дай бог, запустят что-то не то. А в придачу пару-другую известных светских телевизионщиков, которые погоды не сделают. В силу теплохладности мы не способны противопоставить нынешнему заэкранному, довольно ужасному, миру что-то действительно яркое, берущее за душу. И так можно сказать не только о ТВ.
Думается, нехватка гражданского и религиозного горения – две стороны одной медали. Мы махнули на себя рукой, а нам кажется, что Бог махнул на нас.
С удовольствием смотрел на даче 9 Мая парад в Белоруссии. Молодцы!