Притча о блудном сыне

По трудам святителя ФИЛАРЕТА Московского (1782 – 1867)

Рубрика • Вонмем •

 

Святитель Филарет Московский

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 79-е зачало, 15, 11-32.

Сказал [Господь]: у некоторого человека было два сына;
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Положено к чтению в храмах в Неделю о блудном сыне, день воскресный, 19 февраля.

 

Кого изображает притча в лице и действиях младшего сына?

Человека-грешника. Для незрелых умов (незрелым можно быть и преклонных летах, и имея три высших образования) находиться под игом Христовым тяжко, а жить «в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго» (Пс. 90, 11) кажется тесно. В этом – характер юности, выше веры отцов ставящей свою способность к рассуждениям, выше молитвы – общение со сверстниками, выше любви – страсть. Так удаление от воли Божией в период этой незрелости становится источником всех будущих несчастий – пройдет еще некоторое время, пока все пойдет наперекосяк, сначала, возможно, все будет гладко. Но пройдет время, отцовский запас добра будет «проеден», и беда придет.

Что значит в притче взятие и присвоение младшим сыном своей части отеческого имения?

Этим изображено начало греховного состояния, когда человек, на то, что имеет от Отца Небесного, перестает взирать как на дар Божий, а начинает смотреть, как на свою собственность, и с самоуслаждением думает: это моя способность, мое знание, мое искусство, мой подвиг, моя заслуга, мое достоинство, мое богатство. Ну а раз так, то и употреблять мною заработанное буду не как велят заповеди – во благо, притом отдавая часть нуждающимся, часть – на прославление своего Творца, подателя всех этих благ, но как мне хочется: хочу – проиграю в карты или шахматы, хочу – пропью, хочу – дам кому-нибудь в рост, под проценты…

Что дает разуметь притча, когда говорит, что младший сын на чужой стороне жил распутно и расточил имение?

Частью сим она буквально изображает жизнь некоторых грешников. Прожигать полученное в отцовском доме – самый «простой» путь для блудного сына. А промотать всегда есть что, даже если отец не дал в наследство имения; зато он дал образование, а знания можно забыть, или дал нравственные устои, которые можно порушить, или веру, которую можно предать… Но не все блудные дети «мотают» – некоторые с большим успехом «собирают», как будто. Собирают, например, капитал – сначала с целью за что-то расплатиться, затем – что-то приобрести, наконец, просто ради того, чтобы копить, преумножать гору денег. Так сначала хотят утолить голод, потом – наесться досыта, затем – набрать про запас, наконец, есть ради того, чтобы есть, угождать ненасытному чреву или еще более ненасытному чувству вкуса и желанию новизны. Вслед за этим и мысли, и привязанности от предметов духовных переходят на собственные страсти и вещи, Бог заслоняется ими – так происходит окончательная измена любви Божией.

Что значит в притче голод в чужой стране, постигший удалившегося туда из дома отеческого сына?

Означает то, что в мире греховном человек-грешник только на краткое время может находить услаждение чувственное; но вскоре ощущает голод душевный. Душа человеческая нетленна, бессмертна, и пищи требует нетленной, вечной. Греховный же мир может предложить только чувственные услаждения. Но одними чувственными услаждениями не может удовлетвориться человек, ибо за малым удовольствием хочется большего, потом – еще большего, и так без конца.

Кто житель страны, который послал несчастного сына пасти свиней?

Это диавол. Когда греховные желания закостенением и привычкою усиливаются и умножаются, а средства удовлетворения их оскудевают, и самое удовлетворение наскучивает, тогда настает для грешника мучительный, неутолимый голод, и сим искуситель пользуется, чтобы решительнее уловить его в свою волю (2 Тим. 2, 26) и заставить голодного пасти свиней, то есть непрестанно испытывать чувственные скотские похоти, и в то же время чувствовать их низость, грубость и неудовлетворенность.

Изобразив крайнее бедствие грешника, притча показывает далее, как может он избавиться от диавольской сети и освободиться от порабощения греху.

Заблудший сын пришел в себя. Это – начало обращения грешника к Богу. Прежде блуждал он мыслями и желаниями вне себя, по предметам своих страстей и похотей, и, когда скучал от их неудовлетворенности, в них же искал для себя новых обаяний. Лишь внешние бедствия способны обратить иных людей внутрь себя. И вот, вглядываясь в себя, блудный сын видит всю низость своей души, ее нищету, вспоминает Отца Небесного и только тут понимает, сколь ничтожна была значимость его «части имения» в отрыве от Дома Божия, по сравнению с благами, которые он мог бы иметь под его кровом. И блудный сын решился возвратиться к Нему, то есть, оставить жизнь греховную и жить по заповедям Божиим.

Заблудший, но раскаивающийся сын не имеет уже притязаний на достоинство и права сына и хочет довольствоваться состоянием наёмника в доме отца. Этим изображает притча смирение кающегося грешника.

Заблудший сын действительно пошел и приблизился к отцу. Этим учит притча, что доброе намерение тогда спасительно, когда неуклонно и без лени приводится в исполнение.

Отец издали усматривает возвращающегося недостойного сына и идет навстречу ему. Бог провидит обращение грешника и встречает его предваряющею благодатию. Человек еще не совершил ничего, что могло бы засвидетельствовать его добрые намерения, но в жизни его многое становится по-иному: происходят неожиданные встречи с прекрасными людьми, в руках оказывается нужная в данный момент книга, вдруг представляется очевидная и посильная возможность проявить милосердие к ближнему… И едва лишь сын приносит свое покаяние, признаёт свой грех, как сразу получает прощение, «одежду первую» – ту самую, что носил он до ухода из дома, в ту пору, когда душа его была чиста, а память не засорена до отказа ужасами и тяготами жизни. Вместе с нею ему возвращается состояние детской чистоты и открытости, блаженное чувство вечной новизны мира и безграничного простора впереди.

Говорить ли теперь о старшем сыне, который был благоразумен, когда не пожелал оставить дом отца своего, но не таким явился, когда из радости отца извлек свою досаду, когда в спасении погибшего брата нашел свою обиду? Говорить ли о людях, которые хвалятся, что никогда не уклонялись от воли Божией и от заповедей Божиих, но, осуждая оправдываемого Богом, обнаруживают не сыновний, а наемнический дух? Таковы были древние фарисеи, которые и в дом отеческий – в Церковь Христову – не хотели войти, негодуя на то, что Христос приемлет грешников…

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий