От мира сего
Шум вокруг коронавируса заглушил многие другие события. В том числе и в церковной жизни. Например, тот факт, что сразу две епархии на нашем Севере лишились епископов, и это был не просто перевод на другую кафедру, а отставка. «И хорошо, что об этом не судачат, – сказала мне одна монахиня. – Не душеполезно это». И то верно. Для меня, мирянина, важнее сама молитвенная жизнь в Церкви, а не грехи архиереев и административные перестановки. Потому что как Церковь отделена от мира, так и внутри Церкви всё мирское должно отделяться от духовного. Разве не так? Задаю себе этот вопрос и… чувствую какой-то подвох.
Ведь что получается. Грешит человек, а мы глаза закрываем: ведь это мирское, житейское, зато он работник хороший и вообще духовный ориентир, который нельзя публично дискредитировать. Ближайший пример – ДТП с известным актёром Михаилом Ефремовым, в алкогольно-наркотическом опьянении выехавшим на джипе на встречную полосу и убившим человека. Либеральная общественность сразу встала на защиту: ну, выпил, совершил преступление, но надо же иметь снисхождение к хорошему человеку и «гражданской совести» страны.
«Гражданской совестью» некоторые начали величать актёра после того, как он стал декламировать вирши против действующей власти на ютуб-канале «Гражданин поэт». Кому как это творчество, но меня покоробило, когда он в блоге «Начхай, страна огромная» глумливо переврал события, связанные с переносом празднования Дня Победы. По ходу высмеял упование Руси «С нам Бог!» и что Русскую землю не раз пытались завоевать, а под конец выдал откровение: всех завоевателей мы победили безалаберностью и пофигизмом, «потому что вирус – мы!». А перед самым Днём Победы, 7 мая, «прошёлся» по новопостроенному храму воинской славы. Тут досталось и иконописцу «Андрею Сторублёву», и Святейшему Патриарху («крест, борода и “Брегет”»), и всем остальным. В мозаике на тему возвращения Крыма в состав России (прежде Ефремов публично выступал против воссоединения) усмотрел икону… Вот такая «совесть» без нравственных тормозов. А потом и в реальности забыл о тормозах.
Итог – убитый человек.
Все друзья Ефремова знали о его хроническом пьянстве. Общественность тоже – из-за скандалов. Однажды на гастролях он остановил спектакль и покрыл матом зрителей, которые вслух возмутились, почему он вышел на сцену пьяным. Были и ДТП. Но ему, неприкасаемому, всё прощалось.
К сожалению, и в Церкви нашей нередко видим то же. Весной 2015 года епископ Игнатий (Тарасов) – тот самый, один из отставленных, – попал в ДТП, в результате чего его пассажирка получила перелом позвоночника и была парализована. Сначала ответственность взял на себя спутник владыки, оказавшийся единственным трезвым в машине, но спустя три дня епископ Игнатий явился в полицию и сознался, что за рулём был он. Светские и церковные власти это замяли. А общественность не забыла, ведь местная пресса не стала молчать: ещё бы, епископ Костомукшский и Кемский был пьяным за рулём, а его «отмазали»!
В том же году епископ Игнатий записал одну из своих лекций – она выложена на Ютубе. Поразил меня один момент. Выступая перед преподавателями основ православной культуры, он посетовал, что епархия за свой счёт отправляла педагогов в Москву проходить курсы ОПК. «И чем это дело закончилось? Закончилось тем, что наступило 1 сентября и эти педагоги не стали преподавать основы православной культуры, потому что никто не выбрал основы православной культуры в школах. Мы потратили деньги, обучая педагогов… это же очень сильно обидело». Поразительный факт. По стране в среднем 40 процентов родителей выбирают ОПК из общего курса ОРКСЭ, а здесь – ни одного! И в чём, скажите, причина такого общественного неприятия? Спрашивается: надо ли было доводить до такого скандала – самому Святейшему приходится отстранять епископа Игнатия от управления епархией, – если сигналы о непотребствах поступали и раньше?
Аналогичная ситуация и в Череповецкой епархии, где сор долгое время заметался под ковёр. Сигналы о пьянстве, финансовой нечистоплотности архиерея тут тоже появились давно. Потом к ним добавились сообщения об обыске в петербургской квартире епископа Флавиана, которого заподозрили в причастности к изготовлению и сбыту наркотиков. В епархии составили письмо в защиту архиерея, в котором назначили крайним одного из настоятелей, который якобы является источником инсинуаций. Настоятель, как оказалось, был ни при чём, а вот епископ покинул кафедру «по состоянию здоровья».
Если репутация пастыря запятнана, разве его примет народ как нравственное мерило христианской жизни? Ведь иначе что получится? Если грешат «наверху», служители престола, – тогда можно грешить и «внизу», мирянам? Слава Богу, что в нашей Церкви есть праведники и святые, чьими молитвами и служением и держится Церковь. Лично знаю удивительных подвижников среди духовенства и мирян. А сколько неизвестных? Только после смерти Ольги Николаевны Куликовской-Романовой узнал, что в России она занималась благотворительностью не время от времени, наездами из Европы, а почти тридцать лет прожила в подмосковной Балашихе в двухкомнатной квартирке. Вдова племянника Царя Николая II – она просила не называть себя княгиней и не претендовала на престолонаследие, в отличие от некоторых родственников. Но хранила высочайшую чистоту репутации Августейшей Семьи.
«Мы все у неё учились, чтобы быть русскими. И этот человек сделал столько, что трудно сравнить с кем-либо», – считает о. Александр Никулин, священник из посёлка Новоуткинск Свердловской области, куда Ольга Николаевна не раз приезжала, чтобы оказать помощь. За десятилетия она объездила всю Россию, вникала в тяготы и беды самых разных людей. Контейнеры с «гуманитаркой», собранные ею, направлялись в самые далёкие точки. И никакого самопиара на телевидении – про неё мало кто знал.
Честно сказать, я воспринимал её как истинную русскую царицу. Но, будучи в Москве, не знал про отпевание 9 мая – из-за коронавируса об этом широко не оповещали, присутствовали только близкие, человек десять. Малая слава и великая жизнь. При этом была ведь человеком «от мира сего», часто шутила: «Нюни нам распускать нельзя, чтобы не терять цвет лица». И не теряла лица – во всех смыслах. Избранные да не уронят достоинства.
Определение, что есть Церковь – “В самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех православных христиан, живущих и умерших (Лк. 20:38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.
Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами. Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую”.
– – –
Надо уметь отличать. Церковь как тело Христово свята – недостойны отдельные священнослужители и архиереи, число коих растёт, что и было предсказано. Разве преподобный Серафим Саровский сказал что нибудь худое про Церковь Божию, нет, он говорил о недостойных архиереях. Ни одна из поместных Православных Церквей не дала столько святых в Царство Небесное, как Русская Православная Церковь. В случае, если в драгоценный золотой сосуд заползли всякие недостойные твари, разве от этого сосуд перестал быть золотым, а всяких тварей надо изгонять.