Образы Воскресения

В разное время Воскресение Христово изображали по-разному. Несколько столетий вообще вместо евангельского события рисовали аллегорию из Ветхого Завета. В римских катакомбах это был Иона, извергаемый из чрева кита.

Затем стали изображать композицию, получившую название «Явление Христа святым жёнам»: у входа в гробницу-пещеру сидит на камне Ангел и указывает жёнам-мироносицам на пустой гроб, на дне которого лежат погребальные пелены. Рядом обычно изображаются спящие стражники, о которых говорится в апокрифическом Евангелии Никодима.

Но в православной иконографии, в отличие от западной, не принято было изображать Христа в момент Воскресения: событие это является Таинством непостижимым и не может быть изображено так, чтобы не умалить его. Также вид отваленного от гроба камня или гробовой доски не соответствует Евангелию, ведь Христос воскрес из закрытого гроба, пройдя сквозь запечатанные двери.

Образ из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 г.

Сюжет «Сошествия Христа во ад» (хотя правильнее было бы назвать образ «Исхождение из ада») стал богословским осмыслением победы Христа над смертью и дьяволом, изображением перехода из рабства греху к благодати. Этот рассказ содержится в Евангелии от Никодима. Согласно апокрифу, Иисус с крестом в руке приблизился к Адаму и, взяв его за правую руку, сказал: «Воскресни из мёртвых, встань, пойди отсюда в землю райскую». Вместе с Адамом «воскресла с ним вкупе» и Ева.

Сошествие во ад. Византия, XIII век

На византийских иконах XI века изображали в центре Христа, попирающего врата ада, по сторонам – ветхозаветные Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, прародители Адам, Ева и Авель. В одних случаях Христос – победитель ада, в других – выводящий из ада праведников, а, например, на новгородской иконе начала XIV в. из Тихвина представлен предшествующий момент, когда Христос обращается к Адаму со словами: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек». Позднее изображение становится всё «подробнее»: появляются ангельское воинство, ангелы, несущие крест, фигура сатаны в пещере ада, восстающие из гробов мертвецы, разбросанные в тёмном хаосе бездны ключи, замки, «вереи вечные» и т.д. Спасителя изображают окружённым сиянием (в мандорле), символом Божественной славы, в которую Он тянет и человечество в лице Адама и Евы.

Образ Восстания Христова

В иконографии Запада был распространён образ «Не прикасайся Мене!» с Марией Магдалиной, а также сюжеты «Уверение Фомы» и «Явление Воскресшего Христа апостолам в Галилее». Но главным в западной традиции был образ «Восстания Христова» с упавшими ниц стражами, ангелами и парящим Спасителем, часто с хоругвью в руке.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий