Как уничтожить семью

Из юридического заключения на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» эксперта общественного уполномоченного по защите семьи, адвоката Анны Швабауэр.

Адвокат Анна Швабауэр

Закон уже защищает от насилия

Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество норм, направленных на защиту жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности любых лиц, в т.ч. женщин и детей. Даже применение силы, причиняющее боль без вреда здоровью, запрещено КоАП и УК, не говоря о более серьёзных составах.

По ст. 5.61 КоАП установлена административная ответственность за оскорбление. Применяется эта норма в отношении любых лиц. Что касается случаев неисполнения родителями своих обязанностей в отношении детей, то они отвечают по ст. 5.35 КоАП.

Так, по ст. 6.1.1. КоАП запрещено «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль», совершённых впервые. Другими словами, насильственное причинение боли уже запрещено.

Страдания от сквозняка. В голове

  • Какое «физическое страдание» остаётся за пределами норм УК и КоАП? Логичный ответ: «не причиняющее боль»! Что такое «физическое страдание», не причиняющее боли?

Комитет ООН по правам ребёнка закрепил запрет на применение к детям физической силы, если причиняется «дискомфорт, каким бы лёгким он не являлся». Вероятно, сюда попадают одёргивание за руку, за плечо, не причиняющие боли, и т.п. Однако физический дискомфорт людям может причинить что угодно. Например, сильно проветренная комната либо горячий суп.

  • Критика, без которой не обходится ни одна семья, весьма часто порождает у человека чувства печали или стыда – «страдания», то есть она подпадает под запрет законопроекта. Апелляция к совести (например, слова «как тебе не стыдно», как реакция на плохой поступок ребёнка) – естественная составляющая воспитательного процесса. Любые споры между супругами, любые воспитательные меры по отношению к детям могут стать основанием для включения карательных механизмов закона. Если один из членов семьи систематически не закрывает крышкой тюбик с зубной пастой, это может привести к страданиям другого члена семьи.

Законопроект запрещает не только причинение всех вышеописанных «страданий», но и «угрозу» их причинения.

Кого это коснётся

В случае принятия законопроекта его карательные суровые санкции могут быть применены абсолютно к любому человеку. Преимущества имеет только обвиняющая сторона. При этом, по сути, снимается бремя доказывания. Свою невиновность должно доказывать обвинённое в «семейном-бытовом насилии» лицо, обжалуя защитное предписание в судах.

«Лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию» – к таковым законопроектом отнесены «супруги, бывшие супруги, лица, имеющие общего ребёнка (детей), близкие родственники, а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство иные лица, связанные свойством…». То есть репрессивные меры должны ударить именно по зарегистрированным бракам. Непонятно, по какому принципу подпадают под понятие «семейно-бытовых» отношения бывших супругов, проживающих раздельно. У них уже нет ни семьи, ни совместного быта.

Ребёнка отберут и «перевоспитают»

Законопроект позволяет применять «социальное обслуживание» ребёнка принудительно и незамедлительно. А к социальным услугам относится и «содействие в получении временного жилого помещения», и «оказание помощи семье в воспитании детей». То есть ребёнку, в отношении которого применяется дома «насилие», окажут принудительную помощь на стороне, сформулируют ему интересы и т.п. Правда, неизвестно, сколько продлится «реабилитация ребёнка» вне дома и во что его превратят за это время. Как известно, дети после отобрания у родителей весьма часто получают букет серьёзных диагнозов, в том числе психического характера, поскольку разлука с родными для них – это самое страшное насилие.

Медиков превратят в полицейских

Помимо организаций социального обслуживания, которые в случае принятия закона получат серьёзные рычаги давления на родителей, в разрушителей семей могут превратиться медицинские организации.

Если сейчас, как правило, после травм начинаются допросы родителей правоохранителями, то в случае принятия законопроекта практически любой поход с ребёнком к врачу может обернуться третированием семьи, ведь причиной болезни всегда «есть основания полагать» некие действия родителей. Уже сегодня многие сограждане боятся обращаться к врачу по поводу несчастных случаев с детьми: неоднократны ситуации, когда скорая помощь рекомендует не оформлять обращение официально для исключения вмешательства органов опеки с проверками.

Кто заработает на этом?

  • Некоммерческие организации по законопроекту – они имеют право участвовать в «выявлении причин и условий совершения семейно-бытового насилия и их устранении», проводить реабилитацию пострадавших, специализированные психологические программы.

Законопроект создаёт для НКО, которые могут зарабатывать на специализированных психологических программах, интерес в выявлении как можно большего числа лиц, совершивших семейно-бытовое насилие.

Из зарубежной практики известно, что удержание родителей на обучающих программах по воспитанию детей, по «борьбе с гневом» выгодно поставщикам соответствующих услуг, поэтому длится долгое время, на которое обычно изымают ребёнка, в целях защиты от «некомпетентного родителя».

Система будет подстёгивать НКО к сотрудничеству с организациями соцобслуживания в целях оказания им «помощи».

  • Закон прямым текстом позволяет зарабатывать индивидуальным предпринимателям на профилактике семейно-бытового насилия. Цель предпринимателя – максимизация прибыли, в т.ч. через увеличение клиентской базы. Это, несомненно, приведёт к формированию бизнеса на вмешательстве в семьи.

«Перевоспитают» по доносу

Новыми являются такие формы профилактики, как защитное предписание и специализированные психологические программы «перевоспитания» нарушителей; они и являются истинной целью принятия закона.

Основанием для осуществления профилактики является не только заявление пострадавшего, но и обращение граждан, которым стало известно о свершившемся факте семейно-бытового насилия, а также об угрозах его совершения.

Достаточно жалобы третьего лица, чтобы принудительно и оперативно приступили к программам психологического перевоспитания любых членов семьи. Сообщение в полицию об «угрозе насилия» должно приводить к моментальному вынесению запрета на общение членам этой семьи. Без суда и следствия.

С учётом того что «насилие» по закону включает в себя обычные житейские ситуации и воспитательные меры, «угрозы» создания таких ситуаций имеются в каждой квартире.

Вы не сможете оспорить

Предписание может быть выдано на 30 суток и продлено до 60. Но ничто не мешает недобросовестным гражданам подавать очередные заявления об «угрозе» насилия каждый раз по истечении срока предписания. В результате любые граждане абсолютно бездоказательно могут быть лишены на неопределённый срок следующих прав: на воспитание детей, право на жилище, свобода передвижения, свобода совести и право действовать в соответствии со своими убеждениями. Кроме того, неожиданный запрет на доступ к своему жилью приведёт к лишению граждан возможности нормально продолжать реализацию своих трудовых прав: в доме, доступ в которой будет заблокирован, останутся личные вещи, документы, средства для работы, денежные средства и т.д. Если человек будет пытаться сопротивляться и уклоняться от исполнения предписания, его отправят под арест.

Дела о выдаче предписаний будут закрытыми. Это приведёт к замалчиванию проблемы в обществе, к невозможности освещать конкретные дела, в которых семьи столкнутся с беспределом при «профилактике семейно-бытового насилия», что будет провоцировать массовое беззаконие в данной сфере.

Вам не дадут примириться

Например, жена сначала – в экстренной ситуации – согласилась на выдачу полицией защитного предписания против супруга, но впоследствии пожелала помириться с ним: она не сможет реализовать своё пожелание, если в суде уже будет заявление полиции о выдаче судебного приказа. Законопроект способствует вмешательству третьих лиц в дела любой семьи, препятствует примирению членов семьи (путём навязывания запретов общения).

Законопроект «О профилактике бытового насилия» не знает, в отличие от УК (и КоАП), сроков давности привлечения к ответственности. То есть по факту недобросовестные граждане могут ссылаться на факты «бытового насилия», которые имели место в прошлом, для того чтобы создать проблемы человеку в настоящем.

Хотим, чтобы «как там»?

По американской практике известно, что 72% защитных предписаний было выдано без реальных оснований. Защитные приказы часто вводятся в «экстренном» порядке без уведомления защищающейся стороны, а затем назначаются слушания через несколько недель.

Вот конкретный пример из практики выдачи ордеров США: «Судья сказал, что он наблюдал за поведением нашего клиента, и обнаружил, что во время слушания клиент смотрел на свою жену. Судья установил, что такое поведение пугает его жену». Поэтому шутки о выдаче ордеров за «косые взгляды» (которые можно оценить как «психологическое насилие») имеют в себе серьёзную долю правды.

«85% защитных ордеров введено в отношении мужчин. Более 90% этих ордеров являются результатом тактических соображений развода» (адвокат Д. Корделл).

Профессор права Л. Гудмарк отмечает, что закон абсолютно слеп к желанию женщины остаться вместе со спутником. Неслучайно защитные предписания в США называют «разводом де-факто».

Исследования свидетельствуют, что защитные предписания не являются для лиц, получивших предписание, сдерживающим фактором с точки зрения возможности будущего насилия.

Вывод

Проект направлен на подрыв института семьи путём легализации неадекватного понятия «семейно-бытового насилия» и внедрения суровых санкций за обычные внутрисемейные отношения. Законопроект следует оценить как юридически несостоятельный и крайне деструктивный для семьи и общества в целом.

Полностью с Заключением вы можете познакомиться на сайте общественного движения «Народный Собор».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий