Внимание! Мотор!

Я в поезде. Летнее путешествие подходит к концу. И такое ощущение, что вот был праздник и… кончился. За окном простые картинки. Смотрю на них, как зритель в кино, и невольно отмечаю удачную находку несуществующего режиссёра.

Первый кадр: раннее утро, человек на перроне. Он показан до пояса. Обращаю внимание на глаза. Не грустные и не весёлые, немного уставшие, но как-то отчаянно, по-боевому смотрят в сторону. Кажется, что он растерян. Поезд уходит, а он тут, на перроне, неизвестно зачем – и куда дальше?

Художник Елена Юшева

А вот и второй кадр: человек показан в полный рост. В опущенной руке у него зажжённый фонарь. И теперь он не просто случайный здесь человек, он – фонарщик. Проверял пришедший поезд. А сейчас просто стоит и смотрит туда, где кончаются составы, ожидая, когда поезд пройдёт. Быть может, ему грустно оттого, что востребованность в нём так быстро закончилась – он уже не находит отклика от всех этих вагонов, полных людей, совершенно безразличных к нему. Тем не менее его работа позволяет всем нам, пассажирам, благополучно ехать дальше. Вот так часто с нами и по жизни…

Только сейчас я увидела, что окно поезда похоже на кадр, а сам поезд – как огромная фото- или видеоплёнка со множеством таких кадров. В окне каждый раз меняется картинка, как будто перед тобой крутят кино. И разве можно сказать, что какой-то кадр здесь лишний?! Всё гениально и правильно, как в природе, которую никто не раскрашивал, ничего не вырезал и не добавлял от себя.

Кажется порой, что один и тот же кадр тянется бесконечно долго и ни к чему это. Например, вон этот лес за окнами. Поезд разогнался, и картина леса представляет из себя просто зелёную полосу. На самом деле стоит вглядеться в каждый отдельный кадр: нет ни одного одинакового, в каждом – целый мир с его неповторимыми травинками и жучками, лужами, обгоревшими ёлками, красивыми берёзами. Так и в жизни. Вроде порой ничего не происходит – тянется сплошная полоса одинаковых, скучных дней, всё это мы уже видели и знаем. Но это просто усталость взгляда, а если посмотреть внимательнее – жизнь богата и удивительна.

Но вот остановка. Прогуливаясь с сыном по перрону, я отозвалась об этом месте как о незначительном и, пожалуй, не очень-то интересном. Меня услышала местная продавщица ягод, стоявшая тут же за самодельным прилавком. Ответила мне с достоинством: «Разве у нас маленький посёлок, если поезд стоит здесь так долго, что вы смогли выйти погулять?» Вот поди ж разбери, где важная станция, а где малозначимая. Все, конечно, важны. Все станции нашей жизни.

Учёба, работа, семья, роды, воспитание детей, болезни, уход за состарившимися родителями… Ты словно мчишься в поезде, в котором за тебя думает машинист. На самом деле ты сам выбрал эту дорогу, в ней есть смысл и цель. Но всё заканчивается. Я не о смерти, а о том моменте, когда нужно снова выбирать. Поезд дальше не идёт. А дорога осталась. Есть дом, семья, дети. Казалось: что может быть прочнее и надёжнее? Но вот ты стоишь один. Твоя остановка. Дальше придётся идти пешком, с посохом в руке – уже не в качестве пассажира, а странника. Тебе страшно, ты привык, что тебя кто-то везёт.

Продолжишь ли ты играть следующую роль или, быть может, тебе будет дано послушание снимать самому?.. Дело не в этом. В том, что объединяет хорошего режиссёра, хорошего актёра, хорошего зрителя. Умение усилием души видеть. То, благодаря чему ты останешься участником действа под названием жизнь.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий