В начале жизненного пути

Духовные советы прп. Паисия молодым людям

Преподобный Паисий Святогорец (1924 – 1994)

– Юным не следует торопиться и принимать незрелые решения о том, по какому пути они пойдут. Я знаком с молодыми ребятами, которые очень тревожатся и стараются разрешить все свои проблемы сразу. В конечном итоге они запутываются и оставляют учёбу. К примеру, им надо заканчивать университет, а они чрезмерно беспокоятся по поводу создания семьи или ухода в монастырь. В результате они отстают в учёбе и запутываются ещё больше. Всё сразу сделать нельзя, и проблемы таким образом не разрешаются.

Для того чтобы помочь себе, они должны как следует в себе разобраться и разложить всё по полочкам. Сперва нужно получить диплом, потом найти работу (юношам, кроме этого, ещё и отслужить в армии). И только после этого, уже будучи зрелым, можно принимать решение и с помощью Божией либо вступать в брак и создавать добрую семью, либо, если человек избрал монашескую жизнь, поступать в монастырь, который им выбран. Поэтому я советую тем молодым, которые учатся и имеют подобное беспокойство, продолжать учёбу, поскольку у них ещё не созрело решение, какой путь следует избрать. Я советую принять то решение, которое созреет у них впоследствии и придётся им по душе. Если они расположены по-доброму, то с помощью Божией потихоньку, разобравшись в том, как им жить – в браке или безбрачно, в монастыре, – они ощутят душевный покой.

* * *

– У каждого человека своё призвание. Благий Бог сотворил человека свободным. Бог благороден: Он чтит свободу человека и оставляет каждого свободно идти по тому пути, который ему по душе. Бог не выстраивает всех в одну шеренгу по законам казарменной дисциплины. Поэтому пусть юные оставят себя свободными в духовном пространстве свободы Божией. Если они будут равняться на то, какую жизнь избрал для себя такой-то или такая-то, это не пойдёт им на пользу. В выборе жизненного пути человек не должен быть подвержен какому-либо воздействию.

Родители, духовники, педагоги, не оказывая давления на юного человека, не наступая ему на горло, должны помочь ему избрать ту жизнь, которая ему по плечу, последовать своему призванию. Решение о выборе жизненного пути должно приниматься самими юными. Мы – все остальные – можем просто выражать своё мнение. Мы имеем право лишь на то, чтобы помочь душам юных самим найти свой путь.

Иногда, беседуя с юными, которые затрудняются в выборе жизненного пути, я вижу, в какую сторону склоняются весы, но не говорю им об этом, чтобы не повлиять на их собственный выбор. Я стараюсь сделать лишь одно: помочь им, насколько возможно, обрести правильный путь и внутренний мир. Из того, что приходится им по душе, я стараюсь исключить всё вредное и оставить доброе, святое, чтобы уже в этой жизни они жили радостно, с Богом, а в жизни вечной радовались ещё больше.

* * *

– И в семейной, и в монашеской жизни есть своя горечь, но если человек живёт с Богом, то эту горечь услаждает Сладкий Иисус.

После тридцати лет выбрать жизненный путь уже непросто. И чем больше прожитых лет остаётся у человека за спиной, тем больше трудностей он испытывает. Ведь взрослый человек всё меряет и щупает посредством здравого смысла. У него уже сформировавшийся характер, подобный литой бетонной конструкции, – такой не просто изменить. Погляди: люди, вступившие на путь семейной или монашеской жизни в молодом возрасте, до самой старости сохраняют детскую простоту. Я был знаком с супругами, поженившимися юными. Жена во всём – в манере говорить, в поступках – была подобна мужу. Поскольку они поженились молодыми, один из супругов перенял все привычки другого: и в речи, и в манере поведения.

«Или в юности женись, или юным постригись» – гласит пословица. Девушке особенно важно принять решение о выборе жизненного пути до того, как ей исполнится двадцать пять лет. После двадцати пяти уже не так просто выйти замуж или уйти в монастырь, потому что девушка начинает думать о том, что будет подчиняться чужой воле. Чем старше становится девушка, тем больше у неё появляется прихотей и капризов. А кому она такая нужна?

Замечено, что если юноша или девушка постоянно откладывают свою женитьбу или замужество «на потом», то после того, как годы ушли, он или она ищут себе пару и не находят. В юности выбирали они сами, но вот годы ушли, и их теперь выбирают другие. Поэтому я и говорю, что в создании семьи иногда необходимо немножко сумасбродства. На некоторые несущественные мелочи надо закрыть глаза, потому что не бывает такого, чтобы всё было так, как нам хочется.

Как-то начался дождь, и по руслу горной реки побежала вода. На берегу стояли два человека, им надо было перейти на противоположную сторону. Один был очень умный, а другой дурачок. «Дождь кончится, – стал размышлять умный, – вода спадёт, и после этого я смогу перейти на другой берег». А дурачок ждать не стал – сиганул в воду и вброд перешёл через речку. Конечно, его одежда намокла, но он смог попасть туда, куда хотел. А дождь, вместо того чтобы перестать, лил всё сильнее и сильнее. Поток становился бурным и полноводным. И в конце концов умный так и остался стоять на своём берегу – потому что переходить через реку было уже опасно. У некоторых людей есть большая гордость, эгоизм, и потому Бог им не помогает. Некоторые ребята из года в год приезжают на Афон, приходят ко мне в каливу и спрашивают: «Что же хочет от меня Бог, отче?» Можно подумать, что Бог испытывает в них нужду! Ни монахами они не стали, ни семью не создали. Можно подумать, что они золотые и боятся, что их – словно простую железку – используют в какой-нибудь железобетонной конструкции!

А есть и такие, что спрашивают меня: «Отче, что мне делать: стать монахом или жениться? Скажи мне, в чём моё призвание». «А чего хочется тебе самому?» – спрашиваю я. «И жениться, – отвечают, – и в монахи уйти». То есть им хочется и того и другого! Но если я выскажу им свой помысел о том, что, к примеру, их призвание – семейная жизнь и они женятся, а семейная жизнь придётся им не по душе, то потом они будут приезжать ко мне и высказывать свои претензии: «Это ты сказал, чтобы я выбрал этот путь, а сейчас я мучаюсь!»

А некоторые сами не знают, чего хотят. Несколько лет назад одна девушка приехала сюда и начала говорить мне: «Отче, я не могу решить, какой жизненный путь мне выбрать. Я хочу выйти замуж, но подумываю также о монашестве. Что мне делать?» «Присмотрись, – ответил я ей, – к тому, какой путь больше по душе тебе самой, и избери его». «Не знаю… – сказала она. – Иногда мне кажется, что больше я склоняюсь к браку. Я тебя прошу, батюшка, лучше ты сам скажи, что мне делать». «Раз ты видишь, что больше склоняешься к браку, – посоветовал я ей, – то тебе лучше выйти замуж, и Бог устроит твою жизнь». «По твоему благословению, отче, – ответила она мне, – я так и сделаю». И вот сегодня она приходила снова. «Батюшка, – говорит, – а я вышла замуж. За моряка. Хороший человек, слава Богу, не могу ничего сказать. Но маюсь я страшно. А разве не мука: шесть месяцев живём вместе, шесть месяцев – порознь. Он как уйдёт в плаванье – так его полгода не видно». «Благословенна душа! – ответил я ей. – Разве не ты мне говорила, что тебе по сердцу и семейная, и монашеская жизнь? Ну вот, пожалуйста: у тебя сейчас есть и одно и другое. Почему же ты не славословишь Бога за то, что Он устроил твою жизнь подобным образом?»

– Однако сегодня мы переживаем нелёгкие времена, поэтому некоторые юноши и девушки не решаются создать семью.

– Нет, это неправильная постановка вопроса. Если у них есть доверие Христу, то им нечего бояться. А годы гонений? Что, они были лёгкими? Но разве в те времена христиане не вступали в брак и не создавали семьи? Наоборот – сколько в нашей Церкви святых, которые приняли мучение вместе со своими детьми и супругами!

* * *

– Отче, многие юноши и девушки, не решив, какой жизненный путь им избрать, не могут как следует заниматься учёбой. Этот вопрос их постоянно тревожит, и они не могут сосредоточиться на учёбе.

– Когда молодой человек имеет подобные проблемы, я говорю ему так: «Видел ли ты когда-нибудь большие современные холодильные камеры? Ну так вот: положи в такой холодильник свои проблемы, и пусть они полежат там, пока ты не закончишь учёбу. Я не говорю, чтобы ты совсем не думал о том, что тебя беспокоит. Нет – убери всё это в холодильник до тех пор, пока не получишь образования. Если сейчас ты будешь невнимателен к своему образованию, к своей учёбе, то твои друзья, отучившись, найдя своё место в жизни и успокоившись, будут потом молиться по чёткам, чтобы нашёл своё место в жизни и ты».

– А я посоветовала одной девушке: «Если ты думаешь выходить замуж, то учиться тебе ни к чему».

– Но пока она не выйдет замуж, чем ей прикажешь заниматься? Карамельками торговать? Пусть она лучше закончит высшее учебное заведение или же приобретёт какую-то специальность, потому что, если в её жизни произойдёт что-то непредвиденное, приобретённые знания или профессия ей могут пригодиться. Одна девушка как-то сказала мне: «Я задумываюсь о монашестве, но постоянно меняю своё мнение». «А в каком ты классе учишься?» – спросил я. «Во втором классе лицея (соответствует одиннадцатому классу русской средней школы), – ответила она, – но дальше учиться не хочу». «Не хочешь учиться? – сказал я. – Тогда я скажу твоему отцу, чтобы он купил тебе коз, пастушью собаку и дудочку. Собака будет охранять стадо, а ты – играть на дудочке и его пасти. Ну как, нравится? Вот что: давай-ка постарайся получить высшее образование или приобрести какую-то практическую специальность». «Тогда, батюшка, – ответила она, – давайте, пока я не решу, уходить мне в монастырь или выходить замуж, я поживу в монастыре как кандидатка в послушницы, для того чтобы научиться искусству смиренномудрия». «Ну уж этому-то искусству, – ответил я, – ты можешь выучиться у себя дома – если с радостью будешь принимать то, что говорят тебе твои родные. Так что давай-ка так: сперва ты закончишь школу, потом сдашь экзамены в университет, а когда закончишь его, поглядим, что тебе делать дальше». «Разве пять лет, – ответила она, – это не слишком много?» «Много, – говорю, – но что остаётся делать, раз ты ещё не пришла к окончательному решению?» «Я сама виновата в этом из-за своего непостоянства?» – спросила она. «Нет, – говорю, – но твои духовные весы пока не наклоняются ни в ту, ни в другую сторону».

В подобных случаях мы должны подсказать юным, чтобы они были внимательными и не теряли времени бесцельно. Во время учёбы они должны жить, насколько это возможно, более духовно, постараться побыстрее получить диплом (который необходим), а потом Бог всё устроит. Во время учёбы им нужно найти хорошего духовника, чтобы он помогал им избегать поверхностной восторженности от монашеской или от семейной жизни и не впадать в отчаяние. Пусть они потерпят, пока не закончат учёбу.

Закончив её, став уже зрелыми людьми, тогда пусть и примут решение о выборе жизненного пути и сделают во славу Божию то, что посчитают лучшим. Человеку нужно быть очень внимательным и не принимать незрелых решений – особенно если он подвержен восторженности, легко увлекается чем-то.

* * *

– Батюшка, а если юноша, учась в высшем учебном заведении, знакомится с девушкой и из этого знакомства может получиться семья, есть ли смысл жениться, не закончив учёбу?

– Если студент женится, то такой брак будет мучить и его жену, и его детей – хотя бы его избранница и оказалась самой лучшей спутницей жизни. Такому молодому человеку лучше сконцентрировать душевные и телесные силы на том, чтобы получить образование и, не надрываясь, окончить университет. А потом пусть устраивает и личную жизнь. Ведь если его силы будут рассеяны, то он будет постоянно пребывать в состоянии душевного и телесного надлома.

Фото: pokrov.pro

Из кн.: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий