Северные мотивы

Дом художника Владимира Латынцева – на Вологодчине, в Великом Устюге. А родился он в Ивановской области, и мать была, конечно же, ткачихой, а отец многочисленного семейства из семерых детей – портным.

Владимир Николаевич Латынцев

Пятнадцать лет было Володе Красильникову (такова его родовая фамилия), когда он поступил в Ивановское художественное училище… Ну и с тех пор «ткёт» он полотна живописные – судьба сделала его художником Русского Севера: по распределению поехал работать в Сыктывкар, потом перебрался в Мурманск, а когда, наконец, обосновался в Устюге, то стал постоянно ездить в творческие командировки по Северу – Соловки и Кирилло-Белозерский монастырь, Карское побережье и Кольский полуостров… «Меня иногда спрашивают, почему я так много пишу море, хотя живу на Вологодчине, – говорит он. – Но десять лет я жил в Мурманске и много на судах ходил Северным морским путём. Море – это стихия, которую я полюбил тогда».

Минувшим августом в Устюге мы с Владимиром Николаевичем побывали на персональной выставке, приуроченной к его 70-летию. Полотнами было занято несколько залов – и почти все они посвящены исторической тематике. По ним не пробежишься взглядом, а вглядываешься, пытаясь разобраться, что за сюжет и кто же здесь изображён. Исторические картины-реконструкции надо смотреть с комментариями – это откроет массу неизвестного. И вот слушаю пояснения Владимира Николаевича, но он человек неугомонный – рассказ о картине у него легко перетекает в повесть о дальних дорогах, будь то Сирия или Аляска. И к этим его рассказам мы непременно вернёмся. А пока для галереи «Веры» мы отобрали несколько работ с той выставки – они перед вами, с авторскими пояснениями.

«Семён Дежнёв. Трудные пути открытий» (2017 г.). Суровый и печальный Дежнёв, уроженец Великого Устюга, первооткрыватель Берингова пролива за столетие до Беринга, прощается с одним из своих соратников. На заднем плане видны последствия кораблекрушения – выгружаются вещи с корабля. Далее экспедиция продолжится по суше. Мне хотелось достоверно изобразить одежду, суровую природу Чукотки, почувствовать то время. Это уже третий вариант картины, первый был написан в 2004 году. С тех пор я много прочитал, переосмыслил, потому и в этой работе больше трагизма. Появилась и свеча перед крестом.

«Канун Великого поста» (2009 г.). Масляная неделя в Устюге. Меня спрашивают, какой век изображён на картине, а я отвечаю – это наше время. Храмы и сейчас стоят, а такие гуляния здесь очень характерны и поныне. Лошадки на улицах в праздник тоже дело обычное – ещё несколько десятилетий назад здесь была госконюшня, устраивались скачки, а в праздники поездки на лошадях включались в программу.

«Пётр Первый на Севере» (2002 г.). Молодой Пётр ездил в Архангельск в 1693 году, в ту поездку он заложил верфь и два корабля. Но главным его желанием было впервые увидеть открытое море. Он потом ходил по Белому морю до Ледовитого океана. В будущем он ещё не раз побывает в Архангельске, устроит Новодвинскую крепость в устье Северной Двины. Но первый визит будет для него самым памятным.

Эти две работы из Великорецкого цикла 1999 года. «Явление Великорецкой иконы» – это сюжет обретения крестьянином в лесу иконы Николы Великорецкого. А на другой – «На месте обретения святыни» – великорецкий пень. Эта картина демонстрировалась в ЦДХ Москвы на выставке к 2000-летию христианства «Имени Твоему». Пень – это то, что осталось от огромного дерева на месте обретения иконы Николы Великорецкого. В богоборческое время дерево было спилено, потому что к нему приходили верующие. И по той же причине убрали пень – кто-то нашёл в этом проявление язычества, хотя возле него и читали акафисты. Он весь залит воском свечей, где-то подгорел – его помнят лишь старые крестоходцы. Я сделал с пня подробный этюд, а потом – большую картину.

«В древнем Устюге» (2018 г.). На этой картине «Прокопьевского цикла» блаженный предупреждает жителей города о надвигающейся опасности и призывает к покаянию. Здесь видно, как в древности выглядел Успенский собор в Устюге, один из самых больших храмов XIV–XVI веков на Руси, несколько раз горевший и заново восстанавливаемый в том же виде. Я давно работаю над циклом. И хотелось бы теперь написать большое полотно с очень сложным сюжетом о том, как Прокопий прибывает с дружиной в Новгород из немецких земель и его встречает Семён Гордый.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий