В ожидании откровения

Он называл его братом

Жили некогда в Центральной Италии два инока: Евтихий и Флоренций. Евтихий отличался духовной ревностью, он стремился сколь возможно более людей обратить ко Христу. Флоренций был простецом, главным его занятием была молитва. Случилось, что неподалёку от них в одном монастыре умер настоятель. Братия избрала настоятелем Евтихия, а он, не желая, чтобы пустовала келья, в которой прежде жил, позволил поселиться в ней Флоренцию.

Однажды Флоренций взмолился Господу о том, чтобы Он даровал ему какую-либо помощь для пребывания в этом одиноком жилище. Помолившись, он вышел из кельи и обнаружил, что у дверей её стоит медведь, склонив голову к земле и не обнаруживая никаких признаков агрессии. Флоренций понял, что Господь прислал его ему в помощь, на послушание. У подвижника было несколько овец, но пасти их было некому. «Ступай, выгони этих овец на пастбище, – сказал инок медведю, – а в шестом часу возвратись с ними опять сюда».

С тех пор постоянно медведь исполнял должность пастуха, не покушаясь на овец. Когда Флоренций постился, он велел медведю возвращаться с овцами в девятом часу, а в другие дни – в шестом. И медведь повиновался. Слухи об этом чуде распространились далеко по округе. Четверо монахов из обители, где настоятельствовал Евтихий, его ученики, возревновали: как так, простец Флоренций, живя в уединении, творит чудеса, на какие не способен учитель их Евтихий! Сговорившись втайне, они убили медведя.

Когда медведь, которого Флоренций по простоте своей привык называть братом, не пришёл в определённый час, он сильно забеспокоился и на следующий день сам отправился в поле отыскивать медведя и овец – медведя он нашёл убитым. После тщательных розысков он узнал, кем был убит медведь. Жалея убитого медведя, Флоренций заплакал, однако более – о злобе братии из монастыря. Евтихий, призвав Флоренция к себе, старался его утешить. Но угодник Божий в скорби при Евтихии молитвенно произнёс: «Я уверен, что Всемогущий Бог пред очами всех воздаст им должное за их злобу ещё в настоящей жизни: они убили медведя, не сделавшего им никакого вреда».


«Для животных человек – это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека».
 Прп. Паисий Святогорец


За этими словами последовало и Божественное отмщение: четверо монахов, убивших медведя, были поражены проказою и вскоре умерли. Когда это совершилось, Флоренций устрашился, что это случилось по причине того, что он проклял братию. Остаток жизнь он винил себя в их смерти, плакал о том, что Бог услышал его, называя себя жестоким. Всемогущий Бог допустил сему совершиться, дабы показать Флоренцию, человеку в высшей степени простому, что даже и в сильной скорби не всегда можно далеко простирать своё осуждение на других.

Евтихий же стяжал великую славу своими чудесами по смерти: всякий раз, как в той местности наступала засуха, верующие брали его одежду и с молитвами ходили с ней по полям, и Бог по молитвам ниспосылал им дождь.

(По материалам «Диалогов» свт. Григория Двоеслова)

 

Голубь архиепископа Иоанна (Шанхайского)

…В этот особенный праздничный день Крещения Господа служба проводилась в маленьком дворике прямо под кухонным окном, который имел отдельную калитку с улицы, через которую я зашёл. К моему большому удивлению, когда св. Иоанн благословлял воду, голубь вылетел прямо во дворик. Он хлопнул крыльями и стал буквально парить над ёмкостью со святой водой, в то время как все мы энергично пели: «Когда Ты, Господь, крестился в Иордане, проявилось поклонение Троицы. Ибо голос Отца был свидетельством в Тебе, назвав Тебя любимым Сыном, и Дух в форме голубя подтвердил Его слова так уверенно и твёрдо…» Я был изумлён, поскольку никогда не видел такой службы с живым голубем, парящим над этой святостью.

Это зрелище было незабываемым. Святой Иоанн стоял с поднятыми руками, держа огромный золотой крест высоко над своей покрытой митрой головой, а птица летала высоко над соседним зданием, а затем быстрым изящным скольжением спустилась на святого и села на его плечо, затем, громко хлопая крыльями, она взлетела в воздух только для того, чтобы снова спуститься к радости всех присутствующих. И проделала это несколько раз. Святой Иоанн, очевидно не обративший внимания на зрелищные манёвры птицы, продолжал оставаться глубоко погружённым в молитву. Это казалось таким естественным, как если бы было стандартной частью священной церемонии.

После службы меня пригласили разделить вкусную трапезу. Архиепископ Иоанн был там, а птица находилась за окном на своём выступе и, очевидно, кормилась. Там я узнал следующую трогательную историю «небесной птицы» архиепископа Иоанна.

Однажды архиепископ Иоанн пришёл домой и обнаружил, что голубь ранен – его крыло было повреждено – и сидит за окном. Он открыл окно и впустил его. Птица едва могла махать крыльями, и архиепископ перевязал крыло и покормил её. Этого было достаточно для того, чтобы голубь почувствовал себя принятым. Птица оставалась поблизости, особенно тогда, когда святой должен был прийти и покормить его. Оставалось настоящей тайной то, как оба они общались. Но одну вещь мы знали: голубь реагировал на слова св. Иоанна, как если бы он понимал то, что тот говорил. Мне сказали, что оба они иногда сидели, глядя друг на друга, причём человек мягко говорил, а птица издавала свои голубиные звуки в знак согласия и спокойно ходила взад и вперёд, как бы запоминая то, чему её учили. Эту компанию архиепископ Иоанн поддерживал долгое время, до самой своей смерти. Голубь жил на этом выступе окна и часто летал по кухне и главной комнате для гостей. Я видел, как птица летала повсюду, и удивлялся, почему они не имеют для неё клетки, как для канарейки. Но мне было сказано: «Это друг и товарищ архиепископа Иоанна». Это была дружелюбная птица, которая часто кормилась из его рук.

Однажды я пришёл и увидел, как архиепископ Иоанн безмолвно сидит возле окна, положив голову на руку, думая, наблюдая за птицей, а птица была больна. Я так никогда и не узнал, в чём было дело, но имел место безмолвный контакт между голубем Крещения Господня и Иоанном, его «крестителем» (алтарники говорили, что, обрызгав птицу во время благословения воды, архиепископ «окрестил» голубя и это была «крещёная» птица). В тот день, когда архиепископ Иоанн умер, птица начала расхаживать по окну и, словно в агонии, бить крыльями, как если бы она знала о своём хозяине.

Один из посетителей писал: «Мы все научились любить эту маленькую дружелюбную птичку, которая стала близким другом человека. Она никогда не улетала слишком далеко от дома и никогда не гонялась за другими птицами, как если бы её маленькое сердце стремилось к человеческому теплу; у неё не было большей радости, чем залететь в дом и тихо сидеть на каком-то углу кресла. Часто, когда архиепископ Иоанн пил кофе на кухне, птица стучала в оконное стекло, умоляя впустить её, и затем она садилась на плечо святого и наблюдала за его руками».

Когда похоронный звон смерти провозгласил ранний уход архиепископа Иоанна, птица пришла в неистовство. Она в смятении хлопала крыльями, скучая по святому.

(По изд.: Православный вестник, 1968 г.)

 

Орёл св. Иннокентия Аляскинского

Праправнук величайшего американского православного апостола св. Иннокентия Вениаминова, просветителя Америки, Аляски и Сибири, два года назад посетил наш монастырь, расположенный на северных холмах Калифорнии. Мы ходили по жарким окрестностям нашей горной местности, и он наблюдал за нашими пернатыми соседями, высоко парящими на фоне гор: парой лысых орлов, которые даже в нашей дикой местности не являются очень обычным зрелищем.

Указывая на их королевский полёт, он кое-что рассказал нам из воспоминаний своего прапрадеда, которые передаются и хранятся в его семье, что не было записано биографами. Он услышал это из уст своего деда, иеромонаха Ивана Гавриловича Вениаминова.

В то время, будучи епископом Ситки, св. Иннокентий, как всегда, жил очень полной жизнью, и естественно, он иногда очень уставал. Однажды св. Иннокентий уплыл на каяке из города в направлении области Горы Трёх Сестёр. Когда он вылез из каяка, чтобы передохнуть, внезапно в кустах услышал шум и увидел дрожащее оперение орла. Птица не могла двигаться, потому что была ранена. Святой бережно отнёс её домой, чтобы перевязать её окровавленное крыло. Птица не проявляла тревоги и не боялась позволять трогать, внимательно наблюдала за помогающей человеческой рукой. Святой осторожно посадил птицу в каяк, погрёб домой и выкармливал её два месяца. Птица выросла большой и сильной, но выздоравливала она не быстро. Когда наконец крыло было вылечено, святой осторожно отнёс орла высоко на холм, так чтобы тот мог видеть обширные пространства дикой природы, расправить крылья и улететь.


«Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых».

Прп. Паисий Святогорец


К его удивлению, орёл продолжал неподвижно смотреть в его глаза, словно хотел что-то сказать. Местность, где птица родилась и парила в свои молодые годы, оказалась не особенно привлекательной для неё, и святой вернул птицу назад с холма в своё жилище.

Орёл оставался с епископом и внимательно наблюдал за его домашней жизнью. Два соседа отметили, что некоторые цыплята и мелкие животные иногда исчезали, становясь жертвой хищников, но в хозяйстве св. Иннокентия их никогда не трогали.

Вскоре св. Иннокентий снова взял птицу на гористый холм и отпустил её. Орёл сделал круг над своим исцелителем, а затем улетел в горы. Задумчивый, епископ стоял долгое время, наблюдая, как очертания птицы постепенно растворяются в синей дали.

Однажды, по прошествии нескольких месяцев, святой Иннокентий стоял на балконе своего дома, когда огромный орёл появился в небе и медленно спустился на балкон. К изумлению святого, он три раза склонился к его ногам и, поблагодарив его таким образом, улетел.

Дружба с орлом произвела глубокое впечатление на иерарха, который иногда смотрел на аляскинский горизонт в надежде снова увидеть своего друга. Мы не знаем, вернулась ли птица, чтобы посетить своего целителя, но мы знаем, что между Божьими творениями, как птицами, так и зверьми, действительно существует связь, и эта связь известна на человеческом языке как «любовь». Эта сфера Божественного родства есть на языке птиц и зверей, и принадлежит она к вечной реальности, в которой люди и животные когда-то вместе свободно служили Богу, и когда-нибудь снова будут это делать.

 Змеи Паисия Нового

В житии недавно упокоившегося аскета с Горы Афон старца Паисия (Эзнепидиса) есть рассказ, записанное сообщение о змеях.

Некоторые запутавшиеся люди распространяли слухи о том, что старец держал змей и кормил их в своей клетке. Каждый сплетал свою собственную историю, и дошло до того, что он был обвинён в связях с заклинателями змей восточных религий.

Они были правы в одном: старец поступал не так, как мы. Если он видел змею, он не искал палки, чтобы убить её. Некоторые люди неправильно понимали его доброту. Однажды кто-то сказал ему: «Старец, разве змеи не опасны?»

Он ответил: «Мой дорогой, всю зиму они находятся под землёй, похороненными в темноте и в сырости, ожидая, чтобы погода чуть-чуть потеплела, так чтобы они могли выбраться наружу и посмотреть на солнце. Поэтому, если они вылезут и увидят тебя с палкой, готовящегося убить их, что произойдёт? Разве не станут они опасными, увидев опасность перед собой?»

Старец действительно имел отношения с деревьями, птицами и змеями, но эти отношения были отношениями человека до грехопадения.

Разница между старцем и нами в данном случае состояла в том, что, когда мы видим птиц, мы представляем себе, что неплохо было бы их поймать и съесть, но старец выходил, разбрасывал хлебные крошки и кормил их. Когда мы идём по тропе, мы протягиваем руки и срываем листья с этого дерева, цветки с того; мы уничтожаем молодые деревца по небрежности или в силу плохой привычки. Но когда старец видел поломанное дерево, он делал для него маленькую шину и перевязывал его. В области, где он жил, можно увидеть много таких шин.

(По кн.: Игумен Герман. Мелодичный хор природы. Православный мир, 1996 г.)

Животные и жизнь вечная

Иеромонах Иов (Гумеров):

– Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдёт преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие – нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «всё творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово 45-е). Святой Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11, 1–9).

И у св. апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаженный Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св. Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться и придти опять в состояние первоначальной красоты?.. Как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и, однако ж, в ничто не обращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение – так и… тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшей, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнём» (Слово 45-е).

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли всё несчётное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры:

– Христианство не принимает никакого деления на чистых и нечистых животных. Ритуальной нечистоты животных в нашей вере нет. Об этом чётко говорит явление апостолу Петру (Деян. 10, 11–15).

Животные находятся в особых отношениях с человеком: Бог Сам приводил животных к человеку и смотрел, как человек будет называть их по именам. Но до поры до времени эти отношения были дружественными, а потом стали враждебными. При этом домашние животные, их способности общаться с человеком являются осколками рая – доступными нам остатками от первозданного мира.


«Дикие животные – это очень благоговейные создания. У диких животных я нашёл больше благоговения, чем у многих людей. Лучше дружить с животными, чем с людьми мира сего. Если – после Бога – ты хочешь иметь истинного друга, то подружись со святыми. Если же у тебя нет друзей святых, то дружи с дикими животными».

Прп. Паисий Святогорец


Наконец, участь животных сильно связана с участью самих людей. Прожившая с хозяином двадцать лет собака, которая почти читала его мысли, понимала его настроение, находилась с ним в особых отношениях, разительно отличается от обитавшей в подворотне и бегавшей ото всех людей. И посмертные участи этих собак, можно предположить, будут различаться.

Именно поэтому у человека по отношению к животным особое призвание. Приближаясь к Богу, человек должен подтянуть на другой качественный уровень бытия тварный мир. Человек должен обожиться, а животный мир – очеловечиться. И то, что домашние животные в определённом смысле очеловечиваются, тому подтверждение.

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель Иоанно-Предтеченского подворья Новоспасского монастыря:

– Догматического учения Православной Церкви о животных не существует, есть только частные мнения святых отцов. Но даже у них встречаются два противоположных мнения относительно бессмертия души животных. Одни говорят, что душа животного распадается в момент его физической смерти, другие – что окружающие животные будут участниками Царства Христа. Достаточно распространено также мнение святых, что в рай попадут те животные, с которыми общался и которых любил хозяин (в силу их причастности к бессмертной душе человека).

Согласно Священному Писанию, на обновлённой земле волк и ягнёнок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис. 65, 25). То есть хищники станут травоядными, какими и были задуманы и сотворены Богом.

Христос неоднократно указывал на иерархию в отношении человека и животных. «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12, 11, 12) или «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12, 24). Отметим: любовь к животным не стоит в заповедях Божиих на первом месте. Прежде всего, Господь заповедал нам любить Бога: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). С этой заповедью тесно связана вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Если человек будет их соблюдать, то и любовь к животным займёт своё подобающее место.

В свете радости

Только ли человек наследует бессмертие? Великое слово «Се, творю всё новое» относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всякой твари. Мы говорили уже, что дух животных, хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (8, 19–22): «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих – потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих, ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».


«Если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку».

Прп. Паисий Святогорец


 

Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для неё есть надежда, что в день прославления всех праведных, искуплённых Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной.

В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение словом Божиим: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31).

Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдётся место в нём.

(Из кн.: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). «Дух, душа и тело»)

Монах и бычок

Хотелось бы рассказать о святом Феофиле, жившем в Киеве в XIX веке. Рассказ записан со слов очевидцев. Он ещё не подвергся никакой стилизации и покоряет своей достоверностью.

«Когда Феофила приехал навестить Иван Катков, то, поисповедовавшись и рассказывая старцу о своих делах, упомянул и о приобретённом им молодом бычке, весьма строптивого нрава.

– Купил я, батюшка, бычка. Думал для себя оставить, да не знаю, что с ним и делать: одурел, скотина, совсем – на всех с рогами лезет. Хочу зарезать, да жалко.

– А ты мне его подари.

– Вам?.. Помилуй Бог, да к нему и приступить нельзя! Сколько людей уже искалечил…

– Очень просто. Подойди к нему и скажи: “Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца Феофила. Собирайся в гости к нему…”

Мясник так и сделал. Подошёл по возвращении домой к бычку, повторил сказанные старцем слова, и доселе фыркающий и озверевший бычок сделался кроток, как ягнёнок: смиренно стал ласкаться и лизать хозяину руки. Получив бычка, блаженный смастерил себе небольшую удобную телегу, сзади которой устроил на обручах крытую парусиной будочку, и стал путешествовать на “бойкуне” по городу. При этом старец никогда не садился впереди, а всегда сзади, спиной к быку и, укрепив на возу маленький аналойчик, опускался на колени и читал дорогой Псалтырь. Но вот что удивительно. Бычок не имел никакой упряжи, ни возжей, одно только ярмо, но точно мысленно предугадывал намерения своего хозяина, без всяких с его стороны возгласов и понуканий доставлял старца именно туда, куда ему была надобность: либо на Подол, в Братский монастырь, либо в святую Лавру. И такой, говорят, умница был – ни за что на камень не наедет, а увидит бугорок, рытвину или канаву, непременно стороной обминет, чтобы угодника не потрясти.

Когда Феофил впал в немилость, у него отобрали бычка и препроводили в экономию, присовокупив к лаврскому стаду, а самому блаженному запретили появляться в Голосеевской пустыне, а вместе с тем и бродяжничать. Но с того дня, как бычок был помещён в монастырское стадо, появился такой необычный падёж скота, что лаврский эконом потерял всякое самообладание и положительно не знал, что ему делать. Стали приглашать ветеринарных врачей, предполагая, что в стаде появилась эпидемическая болезнь, но врачи, осмотрев животных, нашли их без всяких существенных повреждений.

Между тем скот продолжал падать. Тогда более глубокомысленные решили доложить об этом митрополиту Филарету. Владыка позвал эконома и поинтересовался, с которого дня начался падёж скота.

Эконом ответил, что с того самого дня, как отобрали быка у Феофила и присоединили к общему стаду. “Вот как!” – воскликнул владыка и приказал немедленно удалить из стойла быка. Когда это было сделано, то, к общему удивлению, падёж скота тотчас же прекратился. Бычок же был отведён в Китаев и возвращён своему обладателю. Получив обратно своего “бойкуна”, блаженный в тот же день позолотил ему рога и преспокойно стал продолжать свои ежедневные путешествия…»

Да, поистине: «Позна вол владельца своего» (Ис. 1, 3).

(Из кн.: Свящ. Владимир Зноско. «Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской лавры»)

О молитве за животных

Преподобный Исаак Сирин:

– Я был спрошен, что такое сердце милующее, и сказал: «Возгорение сердца у человека о всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека исторгают слёзы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может он вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления во всём Богу».

Иеромонах Иов (Гумеров):

– Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведёт их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс. 35, 7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк. 12, 6). Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения её, а в седьмой оставляй её в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые… Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осёл твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх. 23, 10–12). Священное Писание говорит: «Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12, 10).

* * *

Мир русского православного человека был всегда тесно переплетён с миром животным. За столетия духовный опыт поколений подсказал людям, к предстательству каких святых нужно обращаться, чтобы решить те или иные проблемы во взаимоотношениях с тварями.

Вот некоторые святые угодники, в молитвах к которым обращались люди (в скобках указан день памяти того или иного святого – в святцах за этот день вы можете найти молитву этому святому. Прочитывая её, в конце прибавляется ваше конкретное прошение).

  • О защите от диких зверей – прп. Серафиму Саровскому (01.08).
  • Об укрощении диких зверей – вмч. Георгию Победоносцу (06.05, 16.11, 23.11, 09.12).
  • Перед выходом в лес – царю Соломону (17.06 и в Неделю свв. праотец).
  • О сохранении лошади – мчч. Флору и Лавру (31.08).
  • При болезни коровы – мц. Агафии (18.02).
  • О сохранении молока у скотины – мц. Мавре (16.05).
  • О сохранении овец – прмц. Анастасии Римляныни (11.11), прп. Аврамию Ростовскому (11.11).
  • Об освящении пчельника – Иоанну Крестителю (07.07, 11.09), прп. Савватию Соловецкому (10.10).
  • О пчёлах и о покровительстве пчеловодов – прп. Зосиме Соловецкому (30.04).
  • О плодовитости животных – мчч. Флору и Лавру (31.08), свт. Модесту Иерусалимскому (31.12).
  • Об избавлении от мышей, клопов, тараканов, от насекомых, вредящих полям и огородам, – мч. Трифону Апамейскому (14.02).
  • О покровительстве рыболовов и успешной рыбалке – свт. Василию Великому (14.01), ап. Петру (29.06), ап. Иакову Зеведееву (13.04), ап. Иоанну Богослову (21.05), прп. Алексию, человеку Божию (30.03).
  • О сохранении скота от болезней и падежа – свт. Модесту Иерусалимскому (31.12), сщмч. Власию, еп. Севастийскому (24.02), вмч. Георгию Победоносцу (06.05), прп. Иулиану (31.10), бессрр. и чудотворцам Косме и Дамиану (14.11).
  • О рогатом скоте – сщмч. Власию Севастийскому (24.02).
  • О водоплавающих – вмч. Никите (28.09).
  • О лошадях – мчч. Флору и Лавру (31.08), Феофану Сигрианскому (25.03).
  • При нападении в поле хищных зверей на стадо – вмч. Георгию Победоносцу (06.05).
  • При укушении гада – прп. Алексию, человеку Божию (30.03), прп. Леониду Устьнедумскому (30.07).
  • При нападении собак читать молитвы: «Да воскреснет Бог» и «Богородице Дево, радуйся».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий