У самого Белого моря
В поморскую деревню Ворзогоры 21 августа приехал Патриарх. За две недели до этого пути-дороги редакционной экспедиции также привели нас в Ворзогоры. О том, что Предстоятель прилетит с Соловков, здесь уже были наслышаны, но не все верили, ссылаясь на погоду (штормы один за другим, а деревня находится на самом берегу Белого моря) и на малозначительность повода (подумаешь, храм восстанавливают, даже не закончили ещё!). Но когда появились люди, подыскивающие посадочные площадки, скосили траву, прилетели «на разведку» вертолёты службы безопасности, все поняли – визит состоится.
Хотя СМИ и сообщили, что храмы уже восстановлены, это не так. «Тройник» в Ворзогорах состоит из двух храмов – Никольского и Введенского – и колокольни. На Введенский ещё нужно водрузить луковицы – две из них вместе с крестами стояли на земле, и их Патриарх по прилёту начал освящать. Пошёл дождичек. «Я хочу сердечно поблагодарить отца Алексия (одного из основателей “Общего дела”. – И.И.) и всех молодых людей, которые без всякой помощи, мобилизовав свои силы, отправились восстанавливать деревянные храмы, – сказал Патриарх, стоя на сколоченном по случаю помосте возле храмов. – Очень большое значение имеет сам факт добровольчества. Когда в наше время люди всё делают только за деньги, важно, чтобы молодые люди были способны приносить свой труд, тратить своё время на доброе дело именно добровольно. И нужно помнить, что всё то, что мы делаем для Бога, то, что мы делаем для других, возвращается нам сторицею благодатью Божией».
Упоминание об отсутствии поддержки примечательно. Святейший неоднократно повторил это. Государство в сфере культуры ныне помогает тем, у кого мощнее лоббисты. Как во всём мире, в первых рядах тут поклонники содомии из числа «прогрессивных» театральных деятелей. В последние годы стали подкидывать деньги на патриотические зрелища, часто очень сомнительного качества. И всё это – круг интересов мегаполиса. Провинция по-прежнему выживает как может.
Кстати, что с Успенской церковью в Кондопоге? 10 августа исполнился год, как сгорела. На сегодня фонд воссоздания храма собрал 7,2 млн рублей. Но только на разработку проекта восстановления храма 1774 года постройки потребовалось из федерального бюджета 8 миллионов! А Никольский храм в Ворзогорах, построенный в 1636-м, 12 лет возрождается безо всякой помощи государства, хотя является федеральным памятником и как бы охраняется государством. Но вы когда-нибудь видели охранников хотя бы возле таких уникальных памятников? Позднее, когда Предстоятель уже осматривал в Подпорожье восстанавливаемый деревянный храм Владимирской Божией Матери, прот. Алексей Яковлев озвучил ему идею сторожей для федеральных храмов-памятников – хотя бы одного человека приставить, чтоб он присматривал, мог открыть храм для верующих и туристов, обкосить траву вокруг, оберегать от пожара. Но Патриарх не утешил: «До государства, до ведомств сложно достучаться». И в общем, понятно, что за этим стоит…
Как бы кто ни относился к Патриарху, визит его в поморскую глубинку одобрит любой, кто желает добра Церкви и Отечеству. Потому что поддержана действительно народная инициатива, притом она с одной стороны церковная, с другой – общественная, формирует, так или иначе, гражданское общество. А есть ведь и ещё люди, занимающиеся таким же делом. Например, фонд «Вереница», волонтёрское движение ВООПИК (оно живо, да!). Правда, их мало. И отзывы тех же трудников из мегаполисов, участвовавших в восстановлении памятников (кстати, не обязательно храмов), как правило, восторженные, они с огромным интересом открывают для себя глубинную и, смею сказать, настоящую Россию.
Приятно было увидеть в видеосюжете пресс-службы Патриарха, как старейшина деревни Александр Порфирьевич Слепинин, также стоявший у истоков проекта «Общее дело», получает благословение Святейшего. Хоть «Вера» уже и рассказывала о нём, в этот раз мы долго сидели у него в гостях – он подарил нам целый короб замечательных историй, которыми мы с вами обязательно поделимся.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий