Ферапонтовский человек
19 июня на 72-м году жизни в Санкт-Петербургской клинике отошла ко Господу мантийная монахиня Ново-Леушинского монастыря матушка Есфирь. Многие помнят её как Елену Романовну Стрельникову.
Вспоминаю нашу встречу на ступеньках лестницы внутри Вологодского епархиального управления. Лестница была светлой, Елена Романовна тоже была в светлом, и свет исходил от неё самой. Она была лёгкой, жизнерадостной, но толика горечи в её голосе тогда всё-таки присутствовала. Дело в том, что незадолго до нашей встречи Елене Стрельниковой пришлось выбирать между верой и любимым делом.
В 1982 году они с сыном Михаилом (ныне он протоиерей, настоятель храма Адриана и Наталии в С.-Петербурге) оставили Ленинград, чтобы посвятить себя Музею фресок Дионисия в Ферапонтово, там Елена крестилась. Она не скрывала своей веры, принимала бесчисленное множество гостей, влюбляя их в Ферапонтову обитель. Одним из плодов этого гостеприимства стала её душевная, радостная книга «Ферапонтовские посиделки» (фрагмент из неё читайте в «Вертограде»). Стрельникова была подвижницей в самом точном смысле этого слова. Но в середине 90-х годов ей пришлось уйти с любимой работы. Об этом мы с ней в основном и беседовали в ту встречу.
«В музеях работают единомышленники, – волнуясь, говорила Елена Романовна. – Так получилось, что православная часть сотрудников потерпела поражение и в Кириллове, и в Ферапонтово. К решению уйти я пришла после того, как неправда существования музея в стенах монастыря стала для меня невыносима. С одной стороны, всё бережно сохраняется, за это великое спасибо, с другой… Есть искушение всё довести до абсурда – хранение подменить консервацией, отсечь тех людей, которые видят в иконах не единицы хранения, а святыни. А ведь эти росписи – эталон древнерусской иконописи, высшая точка её расцвета. Для современного иконописца это школа, образец, которому нет аналогов… Потому и появляются у нас плохие иконы, что образцы можно увидеть лишь на репродукциях».
С огромным трудом ей и другим православным сотрудникам музея удалось выпросить у руководства надвратную церковку, чтобы там проводилась литургия. Елена Романовна много потрудилась над прославлением кирилловских новомучеников (Кирилло-Белозерский монастырь находится недалеко от Ферапонтово). Тогда же, в 90-е, она стала активно бороться за возрождение в Ферапонтово женского монастыря, уже собрала все документы, кроме одного – благословения Вологодского правящего архиерея Максимилиана. А потом монастырь признали памятником ЮНЕСКО и ситуация изменилась.
Уже много лет назад Елена получила благословение духовника о. Павла на монашество, но всё не решалась. В ноябре 2015 года наконец решилась переехать в Ново-Леушинский монастырь, где в последние годы за ней ухаживали сёстры обители. Это может выглядеть случайным – ну, получилось так, что нынешняя настоятельница монастыря в Мяксе м. Кирилла была её давней подругой. Но случайностей не бывает: можно вспомнить, что в начале ХХ века именно леушинская игуменья Таисия инициировала возобновление Ферапонтова монастыря, а леушанки были первыми его насельницами.
А в январе 2016-го она приняла постриг. И Елену первоначально предполагалось постричь с именем Ферапонта… Несмотря на прогрессирующую болезнь Альцгеймера, она до последнего пела в хоре, как и в Ферапонтово на приходе в своё время, наизусть помня литургию.
Удивительно, но матушка Есфирь словно дожидалась, прежде чем покинуть нас, когда, наконец, возникнет какая-то определённость с Ферапонтовым монастырём. И как раз в начале июня музей и Вологодская епархия окончательно договорились о том, как будут они сосуществовать и сотрудничать в Ферапонтово. В частности, Богородице-Рождественскому монастырю (правда, мужскому, а не женскому, как надеялась Елена) перейдёт здание Казённой палаты… Сбылась мечта всей её жизни.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий