Голос

«Какой удивительный голос! Я не слышала ничего подобного! – восторгается моя знакомая Наталия Александровна, 71-летняя преподавательница английского. – Какой-то звенящий! Чистый, прозрачный!» Просит поставить запись ещё. Отмечает, что произношение очень точное, просто идеальное – и на французском, и на английском… Звучит песня «Свет»: «…С близким быть щедрей, не терять друзей, укрывать в ночи детей тёплым одеялом… Дорожить добром, ждать гостей в свой дом. И жалеть лишь об одном: “Господи, как мало!”» Её глаза увлажняются… Она то опускает голову на сложенные на столе руки, внимательно вслушиваясь в слова, то поднимает взгляд почти незрячих голубых глаз вверх и улыбается, будто любуясь чем-то…

Мы слушаем отца Фотия. Замечено, что музыка воздействует на людей даже на молекулярном уровне. Одна музыка, как, например, хеви-метал, панк-рок, способна убить, другая – поднять народ из окопов в бой, помочь выжить в блокаду, третья – спасает от депрессии, исцеляет не только тело, но и душу.

УДИВИВШИЙ ВСЕХ

Иеромонах Фотий (Мочалов)

После триумфального выступления иеромонаха Фотия (Мочалова) в телевизионном песенном шоу «Голос 4» в декабре 2015-го волна интереса к православию прошла по всей России. Многие голосовали не только за голос, но и за образ священнослужителя – такого у нас ещё не было! Ломались копья в спорах о нём и летели горящие стрелы. А он пел. Интернет-блогеры и журналисты жёлтой прессы строчили наперебой домыслы и небылицы, выискивая крамолу. А монах пел и выпускал диски. Священство разделилось на два лагеря или даже на три. Кто-то с радостью принимал его творчество, кто-то категорически отвергал и предрекал извержение из сана, остальным было всё равно. А он пел, служил у Святого Престола и, по благословению священноначалия, ездил с выступлениями по стране и за рубежом. Молодого монаха и музыканта стали приглашать на радио и телевидение, что повышало рейтинг передач. Популярными стали на православных каналах беседы: вопросы зрителей-слушателей и ответы батюшки.

Возможно, и сам отец Фотий не ожидал подобного развития событий. Его поддержали известные в стране люди – протоиерей и проповедник Артемий Владимиров, исполнительница и автор православных песен Светлана Копылова, певица Ольга Кормухина и другие. Услышали мы и мнение Святейшего Патриарха, который высказался так: «Совсем молодой монах приобрёл всенародную славу, всенародную симпатию. Если бы была только слава, а такой любви людей не было, я бы… запретил ему выступать. Но я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру».

В одном из интервью монах признался: «Как только я ушёл в монастырь, сразу понял, что это была воля Божия. И то стечение обстоятельств, что я попал к педагогу по вокалу, дало мне понять, что моё предназначение – быть в монастыре и быть музыкантом. Ведь когда я уходил в монастырь, думал: “Музыка, прощай!” Ан нетушки! Божье водительство и Его руку я очень ощутил».

Его детская мечта наконец-то стала воплощаться. И где? В православной обители! Выделенную ему келью инок отделал для шумоизоляции картонными ячейками, в которых продают яйца, установил нехитрую аппаратуру и начал заниматься музыкой: петь, сочинять, записывать диски, которые раздаривал друзьям и всем желающим. Профессиональная подготовка – соответствующая: музыкальная школа и училище в Нижнем Новгороде, где родился Виталий (так звали его до монашества), церковный детский хор, обучение игре на фортепиано, органе, аккордеоне. Занятия по вокалу с московским педагогом Виктором Твардовским, поставившим ему голос, укрепили в желании петь не только на клиросе Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, где подвизается монах, но и заняться самостоятельной певческой карьерой. Надо отметить, что замечательный лирический тенор достался мальчику, так сказать, по наследству. Его мама, Регина Витальевна, тоже певунья, регент церковного хора в православном храме небольшого городка Кайзерслаутерн в Германии, где сейчас проживает семья отца Фотия (мама, папа, бабушка и брат). Записи дуэта с сыном покоряют слаженностью голосов, певучестью, искренностью.

«ТРИДЦАТЬ ТРИ»

Так называется концертная программа, с которой ездит по городам и весям иеромонах Фотий. Тридцать три – возраст Христа. Столько же сейчас и отцу Фотию. В древности лишь с тридцати лет мужам иудейским дозволялось заняться общественной деятельностью, в том числе проповедовать. Три года – время, за которое человек либо успевал проявить себя, либо нет. Отец Фотий словно следует этой традиции: именно в тридцать он поднялся на сценические подмостки, обращаясь к людям.

Он с детства был не таким, как все. Не общался со сверстниками, за что они его не любили, дразнили, бойкотировали, даже били. Очень рано стал задавать вопросы о Боге. Где-то узнал, что, крестившись, можно стать ангелом и другом Христу. Решающую роль в его судьбе сыграла поездка в детский православный лагерь. Там он впервые услышал клиросное пение и стал почти каждый день ходить на литургии. Когда вернулся домой, родители не узнали сына – он был влюблён во всё церковное. Купил иконки и молитвослов, старательно читал молитвенные правила, при этом воскуряя на ложечке ладан, подражая священнику. Ребёнок привёл к вере маму и младшего брата. В Германии, куда переехала семья, Виталий так же увлечённо и вдумчиво изучал Священное Писание, пел на клиросе и пономарил. Его очень тянуло на родину, и спустя три с половиной года он вернулся в Россию и сразу же поехал в Боровский монастырь – нёс там послушания при храме и в подсобном хозяйстве. По благословению схиархимандрита Власия (Перегонцева), ставшего его духовником, Виталия приняли в братию монастыря. Так он стал сначала Савватием, а при пострижении в мантию – Фотием, в честь святого мученика Фотия Никомидийского.

Десять лет строгой монастырской жизни, а потом всё резко изменилось. Думал, отработает контракт, попутешествует с годик и вернётся в святую обитель. Но тот путь, на который его благословили духовник и настоятель, возможно, оказался слишком важен. Это очень трудно – быть всегда на виду, всеми узнаваемой медиаперсоной, открытой внешне, но внутренне замкнутой в себе, в молитве. Людской поток не иссякает, концертные залы переполнены жаждущими послушать его.

Всё в нём подкупает. И облик смиренный, и тактичность – не осудит не только словом, но и взглядом. И профессиональный подход к музыке, и потрясающее чувство юмора. Что ещё известно о нём? Занимается кино- и фотосъёмкой, снимает документальные фильмы и видеоролики. Любит кошек. Увлекается 3D и CG-моделированием  и учебным пилотированием за штурвалом самолётов-симуляторов. Собирает коллекцию мини-авиалайнеров. Летает на аэростате. Мечтает прыгнуть с парашютом. В большой личный телескоп наблюдает за звёздами, изучает поверхность Луны.

«Кухня отца Фотия» – отдельная тема. Любит готовить, фантазировать, придумывать новые рецепты и технологии. И тоже не без юмора. Осваивает новые, как шутит, «молитвенные» инструменты – драмбамбульку, варганчик и ханг. Догадайтесь, что это?

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

В Сыктывкаре ждали его с концертом три года, точно как в поговорке: «Обещанного три года ждут». Прилетел с помощниками ночью, толком не успев разглядеть город. В четыре часа пополудни встречаю их в концертном зале Республиканской филармонии. Выгружаются с небольшими дорожными чемоданчиками – отец Фотий, его «келейница» и по совместительству директор мини-бригады Светлана и незаменимый концертмейстер, лауреат международных конкурсов Александр Тевелёв. Sound Check. Саша разыгрывается на первоклассном рояле. Батюшка проверяет звук, репетирует, исполняя по куплету разные произведения. Жду, когда можно будет взять интервью у отца Фотия. Времени перед концертом становится всё меньше. Наконец настройка звука закончена, мы с о. Фотием усаживаемся в первом ряду.

– Господь заповедовал спасать свою душу, идя тесным путём. Что для вас есть тесный путь?

– Да всё, что происходит в жизни. Это не широкий, не вальяжный путь. Каждого человека, и меня в том числе, предлагаемые жизненные обстоятельства научают смирению, мужественности, взрослению. В творческом плане тоже есть свои тесные пути – не всё сразу получается. После победы в проекте «Голос» не сразу начался прогресс в профессиональном плане, да и процесс развития не прекращается до сего дня. Хотя он не связан с духовной жизнью, но это тоже можно назвать тесным путём. Это труд, это не стояние на месте. Аллегорично для творчества можно это применить.

– Монах – образец смирения, терпения, всепрощения, борьбы с грехом. Как вы боретесь со страстями?

– У каждого человека есть множество страстей, и у меня тоже. Жизнь развивается, предлагает новые искушения. Главные страсти, с которыми надо вести борьбу, – это гордыня, тщеславие, превозношение, которые включают в себя производные: обиду, ранимость. Корень их – гордыня. Даже если человек замкнётся в своей келье или уйдёт жить в лес, став отшельником, от этого не станет в нём меньше страстей. Его греховная сущность останется той же самой, что была при рождении, такая ветхая составляющая. И хотя он будет один, на него ополчатся бесы. Больше бесов, чем на простого мирянина, поскольку отшельник жертвует многим, отрекается ото всего, даже от жизни в монастыре, которая в данном случае может оказаться более комфортной. Он уходит в лес. Ему открываются, как на ладони, все его страсти. Что касается меня, то новый образ жизни, который связан и со служением Церкви, и с выступлениями, не затуманил мне внутреннего видения. Стараюсь подавлять проявления тщеславия и гордыни.

– А вы не устали от нежданно свалившегося бремени популярности? Нет желания уединиться, стать отшельником, молчальником?

– Я бы не дерзнул жить отшельником, хотя это привлекательно, интересно и романтично, если рассуждать поверхностно. Понимаю, что у меня нет никаких навыков выживания в лесу, поэтому я ограничиваюсь уединением среди людей.

– Ваша келья ещё ждёт вас в монастыре?

– Да. Из той, где у меня была студия, меня переселили в другую. Но там тоже слышимость хорошая, не могу записываться, распеваться, никому не мешая. Стены гипсокартонные, соседи справа и слева. Приходится репетировать в машине, пока переезжаешь из города в город, или перед концертом.

– Читала, что в детстве с вами произошёл необычный случай. Вам явился ангел и возвестил, что пора принять святое крещение…

– Не совсем так. Это был не ангел, а лик Самого Господа Иисуса Христа. Хотя в святоотеческом учении принято очень осторожно относиться к снам.

– Так это был сон?

– Не знаю точно, сон или явь. Мама говорит, что я спал рядом с ней, не просыпался. А мне казалось, что всё было наяву, я и маме показывал, что видел. После этого попросил её отвести меня на крещение. И мы в один день все вместе покрестились – мама, брат Павел и я. Крестились в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода.

– Были ли в вашей жизни ещё какие-то необыкновенные видения или события?

– Да. Через семь лет, когда мне исполнилось четырнадцать, было нечто подобное. Не думаю, что это надо трактовать в свою или не в свою пользу. Враг очень хитрый, он посылает нам видения, чтобы нас обольстить, чтобы мы думали о себе как об избранных, достойных. Представилось мне, будто на облаке красном, в котором просматривались элементы атрибутики крестных ходов, красные хоругви, слышалось пение: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» – я был поднят на высокое-высокое здание, этажей в двадцать, поставлен на крышу, и из облака явлен был мне лик Христа, как Его изображают на иконе «Нерукотворный Спас», и дана толстая тяжёлая книга в металлическом окладе. Думаю, это было Евангелие. И было сказано: «Читай!»

– У вас есть возможность во время гастролей читать Евангелие, Псалтирь?

– Стараюсь… Псалтирь – нет, а Евангелие читаю. В дороге слушаю разных проповедников, они всегда в своих проповедях опираются на Священное Писание. Напитываюсь этим чтением, как живой водой.

– Что для вас значит вера? Можно ли научиться православной вере или это даётся свыше?

– Мне кажется, если бы вера давалась свыше, тогда мы были бы несвободными людьми. Вера – это свободное волеизъявление верить в то, что невидимо, но существует. Это убеждение в невидимом.

– Человек был неверующий, а стал верующий. Как это происходит? Божие произволение, чьи-то молитвы о нём или стремление?

– Господь Сам призывает, звонит в некие колокольчики. Если человек их не слышит, не хочет интеллектуально сам дойти до этого, то ему вскоре придётся ощутить это на своей шкуре. Господь даёт звоночки, после которых человек, если он разумный, начинает задумываться, особенно в сложных ситуациях, что есть Бог и есть Его помощь. Для тех, кто совсем не понимает и не хочет понимать, звучит уже третий звоночек – перед смертью.

– Отец Фотий, у вас такая непростая биография. Родились в России, в 16 лет всей семьёй переехали жить в Германию, вернулись в нашу страну, приняли монашеский постриг. Сейчас путешествуете по всему миру. Где же ваша родина?

– Моя родина – Нижний Новгород.

– Там и сердце ваше?

– Моё сердце – везде. Оно принадлежит миру. Я – гражданин мира.

«ЫБСКИЙ ЧАЙ»

«Келейница» Светлана машет нам рукой – всё, время интервью закончилось, пора «артисту» в гримёрку, облачаться и готовиться к выходу на сцену. На прощание дарю дорогому гостю пакетик фирменного иван-чая из села, название которого по-коми звучит как Ыб, – о том, как готовится этот чай, газета рассказывала («Ибский чай», № 774, февраль 2017 г.).

– Помните, отец Фотий, как-то вы пошутили, выложив в Интернет фото, где вы завтракаете «вблизи Сыктывкара в селе Ыб»? Я тогда всех на уши поставила, звонила в женский Ибский монастырь, спрашивала, не там ли прячется монах Фотий. Монахини переполошились: как, что, где, почему? Чего это вы нас так «напугали»? Так почему вдруг «в селе Ыб»?

– Название понравилось! – улыбается монах.

Концерт прошёл на одном дыхании. Ни одного пустующего места. Звучали романсы, русская классика и такие знакомые, любимые всеми «Монолог», «Малиновый звон», «Пока Земля ещё вертится», «В горнице»… Так понятны слёзы на глазах зрителей, основная часть коих – пожилые люди. Бравурные троекратные крики «Спа-си-бо!» – в завершение выступления. Цветы блистательному исполнителю отцу Фотию и маэстро Александру Тевелёву. «Спаси вас Господи!» – не раз произносит с глубоким поклоном певец. В фойе зрителей поджидал ещё один приятный сюрприз – раздача фотографий с автографом лично из рук в руки. На сердце – трепетное волнение и благодатное умиротворение.

Благодарю судьбу за эту встречу, ещё раз убедившись: всё, что делает отец Фотий, – не зря. И нет ничего предосудительного в том, что концерт состоялся в дни Великого поста. Людям порой нужна отдушина, глоток чистого воздуха, подкрепление душевных сил, чтобы шагать дальше к светлой Пасхе.

…Километры дорог. Стук вагонных колёс или гул самолётных моторов. Новый день, молитва, сцена, новые города, новые встречи с людьми. Получаю от отца Фотия весточку: «Спасибо огромное за вкуснейший чай! Сколько перепробовал иван-чая, а «Ыбский» – самый вкусный!» Спасибо и вам, батюшка. Храни вас Господь на всех путях-дорогах.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий