Не возвратиться в беду

Академик Раушенбах как-то заметил, что у всех племён, даже самых диких, есть своя религия, пусть и языческая. А почему нет племён, которые не верят в Бога? Они просто вымерли в результате естественного отбора.

Вспомнил эти слова, узнав, что органы опеки Ростовской области изъяли детей из московского православного приюта «Покров». В этой истории поразительно всё. Началась она с того, что в слободе Большекрепинской произошло убийство ребёнка в неблагополучной семье. Но вместо того, чтобы спасать детей, живущих в других подобных семьях, комиссия правительства области решила поступить с точностью до наоборот. Органы опеки получили приказ вернуть родителям детей из «Покрова». Узнали о нём во время расследования, что и подтолкнуло чиновничью мысль в фантастическом направлении.

Всего в приюте находилось пятнадцать ростовских детей. Как рассказывает его основатель и духовник прот. Виталий Ткачёв, отец девяти собственных детей, сначала появился один ребёнок, потом другой, а дальше сработало сарафанное радио: люди стали рассказывать, что есть такое хорошее место, где и театр свой, и кружки, а главное – их там любят. Впервые представители опеки появились в «Покрове» 30 января этого года, забрав четверых воспитанников, а через несколько дней вернулись за остальными. Привезли родителей, запугав их. Одна четырёхлетняя девочка испугалась, увидев отца, сказала: «Он много водки пьёт». Но чиновники сделали вид, что не услышали – её тоже увезли.

Нет, с отцом её, скорее всего, не оставят. Желание воссоединить семьи – это обычное враньё, предназначенное для прессы, но главное – для детей, иначе их из «Покрова» было бы не выманить. Им не сказали, что дальше их ждут другие приюты – обычные. Там сейчас недобор, некоторые даже приходится закрывать, и это ещё одна причина активности ростовских властей. Что с детьми происходит после этих самых обычных детских домов, давно и хорошо известно. Лишь десять процентов из них становятся на ноги, начинают жить нормальной жизнью. Столько же кончают жизнь самоубийством. Сорок процентов оказываются в местах лишения свободы, столько же пьёт и наркоманит. Это, правда, данные Генпрокуратуры за 2011 год, но не думаю, что с тех пор что-то кардинально изменилось.

А на другом полюсе – «Покров» при храме Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Яковлево под Москвой. Директор приюта Юлия Максимова рассказывает, что пятеро детей наотрез отказались возвращаться. Четверым из них больше десяти, они имеют на это право, но характер проявил и один 8-летний мальчик. «Я не думала, что он так отреагирует, – говорит Юлия. – Он увидел маму, понял, что ничего не изменилось, и сказал: “Нет, я не поеду”». Скорее всего, удалось бы убедить и других, но чиновники надёжно их блокировали, не давая поговорить, вели себя резко, мало что объясняя.

Сейчас-то им приходится это делать, после того как их рейдом заинтересовались в аппарате уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка. Установлено, что ростовская опека нарушила интересы детей и нормы закона, проводится расследование. Представитель ростовского министерства образования Луиза Фенёва оправдывается: «Органы опеки не могут на расстоянии контролировать условия проживания в приюте». Да, это, конечно, серьёзная причина губить ребят – возможность контролировать этот процесс. Не краснея, чиновница говорит о решении родителей, которым «местонахождение приюта препятствует регулярному посещению детей…». Умолчав, что родители добровольно отдали детей в «Покров», не посещали их и всем были довольны.

Такая вот история о том, к чему приводит безбожие. Дело не в том, что приют православный, так же поступили бы и с любым другим настоящим домом для детей.

Беда в другом. У нас любят хвастаться светским характером государства, однако когда начинаешь вникать, оказывается, что это ещё хуже советского, атеистического, где во главе угла стоял пусть не Бог, но хотя бы человек. Здесь же что-то абсолютно механистичное, выхолощенное, чиновничье. И понятно, почему в последние годы, когда стало похуже с деньгами, государство всё дальше расходится с обществом. Это вина даже не конкретной нынешней власти, это тенденция, которая у нас существует с начала 90-х.

Что может, должна делать Церковь в этих обстоятельствах? Как минимум сама не следовать примеру власти, которая всё больше дистанцируется от людей в силу повреждений, изначально заложенных в фундамент нашей государственности после распада СССР. Нужно бороться с этим, а не копировать.

Ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий вспоминал недавно, как в Белграде они с Патриархом Сербским Иринеем шли пешком через парк, где в ресторане под открытым небом отдыхали люди, пили кофе, пиво, общались друг с другом. При виде архиереев они начали вставать, приглашали посидеть с ними за столиком, чем-то хотели угостить. «И видно было, – говорит архиепископ Амвросий, – что архиерей знает эти семьи, знает этих людей, знает их проблемы. Это его паства. Пока мы пробирались через этот парк к сцене, я увидел, как владыка общается с горожанами — он действительно был владыкой своего города». А как у нас реагируют на священника, который зашёл, скажем, поужинать в ресторан? «Снимают на телефоны, – говорит владыка, – помещают в соцсеть, там ругают и смеются. О чём это говорит? О том, что мы пока ещё очень далеки от людей и люди по отношению к нам не испытывают доверия».

Поэтому так обрадовала одна из последних инициатив Русской Церкви, предложившая властям помочь с выплатами по ипотеке многодетным семьям. Это не духовные советы в парке, но сама по себе инициатива свидетельствует о желании стать ближе к живым людям с их проблемами. Если рождается четвёртый ребёнок – семья должна получать ежегодные субсидии, после рождения шестого ипотечный кредит должен быть полностью погашен за счёт средств бюджета. Кроме этого, платить страховые взносы за неработающих матерей для обеспечения стажа, предоставить скидки не ниже 50 процентов от стоимости оплаты коммунальных услуг и т.д.

Либо мы строим прочное социальное государство, либо антисоциальное, которое вместе с доверием людей утратит и свою независимость. Перед этим выбором мы сегодня стоим.

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

Добавить комментарий