Заметки «ватника»

или как одеваться мужчине

ЧЬИ ШТАНЫ?

Сразу после выхода рождественского выпуска газеты довелось мне услышать мнения о статье «Ты нежная и женственная» (№ 819, январь 2019 г.), в которой вятский стилист Елена Масальцева рассказала о том, как одеваться православной женщине. Отклики настороженно-положительные, в основном от женщин. И только одно услышал от мужчины: «Православной одежды как таковой не существует. Есть два вида одежды – мужская и женская, главное – их не перепутать, а остальное уже детали».

Вроде бы и вправду проще некуда, и в Ветхом Завете чётко сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Но в обсуждениях среди православных можно столкнуться с жаркими баталиями на этот счёт.

– Тогда вам придётся снять брюки, – отвечает на цитату из Второзакония девушка, – потому что пророк Моисей, написавший эти слова, брюк не носил. И Христос не носил. Все тогда носили хитоны, различавшиеся покроем и тканью. Женский костюм мало отличался от мужского. Разница заключалась в том, что одежда женщин была длиннее, шилась из более тонких тканей и богаче отделывалась. То же самое с обувью: женщины, как и мужчины, носили либо открытые сандалии, либо закрытые, сшитые из кожи сапоги – наалаим. Восточные женщины традиционно носят женские шаровары. И никогда не наденут мужской халат, только женский – они, да, различаются, но покрой у них схожий! Так почему же, спрашивается, не имеют права на существование женские брюки со своим покроем?

В общем, уела оппонентов знаток древней моды. Попытался я как-то сформулировать ответ. Во Второзаконии ничего о покрое одежды не говорится – там подчёркнуто, что женщины не должны одеваться в мужское и наоборот, то есть не должно быть смешения. И это главное. А что есть мужское и женское в одежде – уже зависит от культуры и традиций разных народов. Факт, что в Европе женщины не ходили в штанах. Даже такой прогрессист, как Наполеон Бонапарт, выпустил закон, запрещавший женщинам ходить в штанах. В XIX веке под действие этого закона попала известная писательница Жорж Санд, ей пришлось брать разрешение у властей на ношение брюк.

Жорж Санд приходилось брать разрешение на ношение брюк. Литография 1840 г.

А в 30-е годы начальник полиции Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих, разгуливавшая в мужской одежде, немедленно покинула его город.

Марлен Дитрих

В Европе женщин в брюках не пускали в некоторые рестораны вплоть до 1970-х годов. В 1966 году коллекция женских брючных костюмов от Ив Сен-Лорана вызвала скандал в обществе, которое в то время ещё держалось традиций. Ещё строже к этому относились в советской России. И можно назвать киноляпом эпизод в сериале «Рождённая звездой», который показывали у нас в предновогодние дни. Там подруга Клаудии (Эдиты Пьехи) разгуливает по Ленинграду в брюках в обтяжку – и это в середине 50-х!

МОДА И ВЕЩИЗМ

В моде ничего плохого нет. Говорю это как идейный «ватник», в буквальном смысле выросший в советской ватной телогрейке. Куртка, кстати, очень удобная и практичная – не жалко выкинуть, когда замызгается. В ней и в магазин можно сходить, и у костра в лесу посидеть, и в сугробах поваляться, в снежки играя. Для подростков самое то.

Фото: gallery.ykt.ru

Ещё с детства я помню рабочие куртки. У кого родители трудились в леспромхозе, те щеголяли в куртках лесовика – ладно пошитых, с красивыми эмблемами на рукавах. А я больше ценил куртку от матери, с ЛДК – свободную и лёгкую, из тонкого крепкого хэбэ. Чувствовал себя в ней художником по жизни. Ещё любил поношенные вещи, которые мне доставались от старшего и среднего братьев. Они были живые, тёплые. Не гнался я за «фасоном». Даже когда на дембель из армии уходил, то не стал ушивать и украшать аксельбантами парадную форму – зачем петухом выглядеть?

Рассматриваю сейчас свои армейские снимки: сапоги без «гармошки», пряжка ремня между четвёртой и пятой пуговицами, как положено. Только вот деталь – верх и низ хэбэшки разного цвета. Гимнастёрка почти белая, выгоревшая на солнце, а штаны тёмно-зелёные, только со склада. Вроде нет нарушения: ну так застирал гимнастёрку, кто ж виноват? А по факту нарушение армейского единообразия, что и было высшим шиком, мол, я «дедушка» и уже не ваш, а полугражданский. Получается, даже мне в ту пору мода была не чужда?

О моде я знал с детства, от родителей. Кепка-восьмиуголка, двубортный костюм, платье из крепдешина… Это из 60-х годов. В ту пору больше ценились добротность и долговечность. Причём сами же советские люди посмеивались над своей практичностью. Отец с юмором рассказывал, как в юности ходил в соседнее село на танцы босиком, а на шее висели начищенные хромовые сапоги. Обувал их, лишь когда входил в село. А мать подтрунивала над своей соседкой, которая «печатный» платок носила рисунком внутрь, чтобы он на солнце не выгорел. И вот на таком безмятежном фоне грянула «мода 70-х». Это я хорошо помню и могу прямо сказать: никакая это была не мода, а настоящее сумасшествие.

Фото: newsbee.ru

Нечто подобное было в 50-е годы, когда с «оттепелью» в СССР стали проникать модные веяния с Запада. Но тогда дело ограничилось субкультурой стиляг, которых было немного. А тут пошло повальное увлечение, даже я, помнится, не выдержал и заказал в КБО брюки-клёш шириной в 54 см. Апофеозом стал выход на экраны мультфильма «По следам бременских музыкантов», в котором прикид главного героя копировал антураж западных рок-певцов. Как говорил Макиавелли, «если не можешь победить толпу – возглавь её». Официальная советская культура попыталась адаптировать западные образчики, но куда там… Это была «мода» не только на одежду, но и на другие ритмы, на другой образ жизни. На чёрном рынке покупали пластинки, кассеты с забугорными песнями, из кожи вон лезли, чтобы приобрести приличный магнитофон – и это было не остановить.

Недавно мой приятель В. через соцсеть прислал письмо. Уж три десятка лет я его не видел. Помнится, на третьем курсе какое-то время обретался я у него на квартире, которую он снимал на Петроградской стороне, и тогда впервые увидел мужские дезодоранты. И ещё у него был замечательный костюм-тройка, который я попросил у него на вечер, когда собрался жениться. И вот он вдруг написал. Причём без приветствия, а сразу с места в карьер:

«Магнитофон действительно очень хороший был. “Маяк-203 стерео”. С большим трудом удалось достать. С переплатой, конечно. Официально стоил 260 рублей, отдал 400. Дефицит. Но ещё ж деньги. Где их взять? У меня, как у любого парня той поры, иметь собственный приличный магнитофон было золотой мечтой. Прямо бредил.

Фото: newsbee.ru

У родителей столько не было, конечно. Пришлось самому зарабатывать. Школьником ещё, устроился на лето работать в Чечню в нефтяную экспедицию, шурфы копать. Один шурф – 2 метра (!). Платили 2 рубля. А надо 400. Жара летом в тех краях, как на раскалённой сковороде. Применял кирку, кайло и т.д. К концу дня и руки, и ноги – всё тело болело адски. Утром встать не можешь – весь разбит. Но… неимоверным усилием воли себя заставляешь – и вперёд, опять на каторгу. Личности, бывало, вокруг меня самые разные появлялись. Встанут и таращатся. На лошадях часто, с плётками, ножи на поясах. Рожи такие… Раздражали, конечно. В селе Герменчук, где была база нашей геологоразведочной группы, жили одни чечены. Ни одного русского, ни одного казака. Если что, не поможет никто. Шалинский район вообще славился тогда своим беспределом. Люди пропадали на раз. Особенно русские. А из русских самые беззащитные – это приезжие. Вот как я. Но мне нужен был магнитофон. Я понимал риск (на Кавказе жил же, знал, что такое Чечня), но сцепил зубы и пошёл на него сознательно. В соседних группах пропало два человека. Так и не знаю, нашли или нет.

Но наконец купил я его. Радости не было предела. И пошло – записи надо доставать, музыку слушать… Когда уходил в армию, магнитофон ждал меня два года. Вот, думал, скорее бы его увидеть. Это была огромная отдушина в той подлой совдеповской жизни, кусочек нормальной человеческой жизни. Теперь ты знаешь, как он мне дался и что для меня был этот магнитофон».

Отвечаю В.: «А у тебя целый роман с вещами. Жизнь за магнитофон! Напиши рассказ об этом». Ну и спрашиваю его про житьё-бытьё. Он снова пишет и снова без какого-либо предисловия:

«Курточка тоже недёшево обошлась. Финские ведь настоящие вещи трудно было тогда достать. Случайно нарвался на продажу во Фрунзенском универмаге. Почти 3 часа стоял. Стоила 165 рублей. Для родителей это тоже была немаленькая сумма, и они, и я вышли из бюджета тоже. Думал: ну наконец-то впервые у меня появилась нормальная настоящая финская вещь. Но радоваться пришлось недолго… Воровство этой самой курточки и магнитофона из нашей дворницкой квартиры на Петроградской стороне стало невероятным, поистине страшным ударом для всей семьи – матери, отца и для меня. Такие деньги – результат тяжёлых трудов, экономии, самоограничения, лишений – пошли прахом».

Странные такие письма, обрывчатые, без привета и ответа. Зачем он это прислал? И только сейчас осенила догадка: видно, В. веером по соцсети рассылает этот текст всем, кто бывал в его дворницкой, и смотрит на реакцию. Вендетта спустя тридцать лет. Эка человека прихлопнуло…

Вот поэтому и говорю я, что ничего плохого в моде нет. Безобидная это вещь сравнительно с вещизмом как таковым.

ЧТО НАДЕТЬ?

И всё же как одеваться православному мужчине, следует ли бегать ему за модой? На этот счёт мало что написано. Встречал только в популярном православном журнале «Нескучный сад», который в 2013 году перестал издаваться. Редактор его, помимо финансовых причин закрытия, назвала и такую: «Сам разговор о вере в СМИ на сегодня совершенно исчерпался. Всё главное сказано, причём по многу раз, всё протоптано, всё повторено. По нашему опыту “Нескучного сада” мы стали с этим сталкиваться: об этом мы уже сказали, и об этом сказали, и об этом мы поговорили…» И вот как раз в одном из последних номеров, когда у них «всё было сказано», журналист написал: «Об одежде православной женщины говорят много, а как выглядеть православному мужчине?» И далее даются советы знатока.

Например, говорится о том, что «простые джинсы спасению не мешают, а майка с Буддой мешает». Вообще по возможности нужно избегать логотипов на одежде. Они служат поводом к тщеславию, а для окружающих – к зависти или же осуждению. Нарочито рваные джинсы (такие и сейчас в моде) не есть хорошо, это бунт и разрушение, да ещё с претензией. Одеваться нужно так, чтобы в любой момент не стыдно было зайти в храм. К причастию чаще надевают одежду светлых тонов, об этом прямо пишут дореволюционные учебники этикета. Хотя это касается скорее сорочки, а не костюма.

О галстуках. Распространён миф, что галстуки придумали масоны, чтобы различать уровни посвящения по его цветам и узорам. Ещё некоторые считают, что якобы галстук символизирует повесившегося Иуду. Это, конечно, опровергается. Есть общепринятые элементы одежды – и зачем их отвергать? В СССР до конца 1980-х годов алтарники ходили в рубашках с галстуками, и надеть стихарь на сорочку с расстёгнутым воротом, а тем более на майку считалось неприличным…

Вроде бы всё обстоятельно сказано, в духе «Нескучного сада»: одевайся скромно, не выпячивайся. Но жизнь-то сложнее. Бывает, что надо и приодеться мужчине в особых случаях. Одна девушка рассказывает: «Помню, пригласил меня как-то молодой человек погулять. Я расфуфырилась, волосы завила, платье самое красивое нагладила, ступни обмотала пластырем в три слоя и сунула в босоножки на каблуках. Вышла из дома – ну просто не девушка, а барышня из института благородных девиц! А кавалер мой пришёл в бейсболке на одно ухо, в толстовке с каким-то непонятным принтом, в трико с лампасами и сандалиях на носок. И жвачку жуёт».

Разные случаются жизненные обстоятельства, и как одеваться, зависит от культуры мужчины, которая черпается из народных традиций и, конечно, из чувства мужского достоинства. Например, есть этакие брутальные мужики, подчёркивающие мускулатуру покроем одежды. Того не понимая, что выглядят как женщины лёгкого поведения, выпячивающие свои формы.

«Человек должен выглядеть гармонично. И всё. А гармония в человеке – это его внутреннее содержание» – вот ещё одно мнение, найденное мной средь судов-пересудов. И думаю, не окончательное. Если человек оделся шутливо, юродствует или смешит детей – он выглядит гармонично? В недавние новогодние праздники на детской ёлке видел одну родительницу – женщина с мелкими чертами лица, выглядит как куколка, на праздник надела платье колокольцем, как у Мальвины, причёску накрутила соответствующую. Смотреть на неё было радостно – пустяк, а создала всем праздничное настроение. Но по жизни-то она, конечно, не Мальвина… Нет в жизни окончательных ответов, потому что она многомерна.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий