Под «открытым небом»

На Святках посчастливилось нам, ребята, побывать на чудесном кукольном представлении. Героями его были Волхвы и Ангел, злой Ирод со своими послушными воинами и Смерть с косой. Вы, конечно, догадались, что это был рождественский вертепный спектакль. Много мы слышали о вертепах, с какими на Святках ходили в старину актёры, а своими глазами увидеть вертепный театр не приходилось. И вот…

В небольшом зрительном зале приглушили свет, откуда-то нежно зазвучала флейта. Дети и взрослые затаив дыхание глядят, как Служка – тряпичный монашек размером с ладошку – зажигает настоящие свечи на фасаде вертепа. И как только у него получается? Кажется, никто ему не помогает (но это только кажется, не все секреты положено знать зрителю).

Настя и Егор, хоть уже не первый год участвуют в спектакле, по-прежнему заворожённо смотрят, как кукла возжигает настоящие свечи

Язычки пламени освещают сцену, и происходящее на ней будто оживает. Вот показались Волхвы – соединённые вместе три куколки. Поют: «Шедше трие цари ко Христу со дары…» А Ирод окаянный сидит на троне и замышляет злое. Трясёт чёрной бородищей, кричит противным голосом, чтобы Воины убили всех младенцев Вифлеема. И даже одного-единственного не хочет пощадить – а вдруг он и есть Христос? Плачет Рахиль, а вместе с ней плачут и мамы в зрительном зале.

Но вот и пришла расплата: появляется Смерть и звонко, даже весело возвещает Ироду, что пришёл ему конец! А злочестивому царю не хочется во ад, и начинает он плаксивым голосом молить Смерть о пощаде. Но не щадит его Смерть, как не знал и он пощады. Но вдруг голова Ирода, не дожидаясь, когда Смерть снесёт её косой, сама скатывается наземь, а злой царь, будто не заметив этого, продолжает: «Смерть, дай мне хоть три часа жизни!..»

«Простите, технические неполадки!» – слышится из-за вертепа, в окошечко просовывается рука (она кажется ручищей великана в маленьком кукольном мире) и водружает на место голову Ирода. А зрители было решили, что так и задумано – Ирод-то «безумный», вот и сидит без головы. Можно было и так понять: потерял Ирод царство своё – слетела с него корона вместе с головой, потому как родился Царь царей. Так «техническая неполадка» случайно превратилась в сценическую находку.

Но вот наверху вертепа, над иконой Святого Семейства, загорается ещё одна свечка – Вифлеемская звезда. Тоненько и нежно поёт Ангел. Снова появляется Служка и гасит шесть свечек маленьким колпачком, как это делают настоящие монахи в монастырях. Ведь новый Свет озарил землю, и перед ним померкли все прежние огни.

А в конце артисты спели Тропарь Рождеству Христову

Выходят актёры и поют Рождественский тропарь. А кто же так мастерски оживлял и озвучивал вертепных кукол? Это Андрей и Елена Аксеновские и их дети Анастасия и Егор. Кстати, и кукол, и вертеп смастерили они сами и уже пятый год в рождественские дни выступают с вертепным театром. Мама говорит, что в это время «небо открыто». Вот почему, наверно, такая тишина стоит в зале и так благодарно хлопают зрители в ладоши. Причём взрослые хлопают даже громче детей, потому что сами становятся на время детьми.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий