“Ёжика стало жалко…”

Так приятно получить по почте тёплый привет из далёкого города! У нас в семье и с друзьями до сих пор жив этот обычай – послать друг другу к празднику открытку. Получишь её – прижмёшь к сердцу, тепло и радостно станет. И вот пришла я в магазин за открытками. Глаза разбежались: каких только нет –  глянцевые, яркие, с аппликацией и стразами, и даже текст уже за тебя придуман, не надо трудиться! Но такие открытки не каждому по карману, а самое главное, чего-то в них не хватает – теплоты и доброты, наверно. Вот птица на ветке: она словно бы неживая – ей не тепло и не холодно, не радостно и не грустно. Или Снегурочки в коротких шубках и в сапожках на каблуках (и это в мороз-то, в лесу!) и со взрослыми лицами… Я уж совсем было отчаялась купить хорошую открытку, и вдруг мой взгляд выхватил знакомых с детства героев – мишек, зайчиков, белочек, ёжиков. Такие открытки мы с братом коллекционировали. «Да ведь это же Зарубин!» – обрадовалась я. Схватила не раздумывая целый набор. Ну вот, останется только купить марки и можно посылать близким людям.

В детстве я лишь радовалась рисункам Владимира Зарубина, а сейчас захотелось узнать о нём побольше и рассказать вам, дорогие ребята. Будущий художник родился в 1925 году на Орловщине, в деревне Андрияновка. Отец его был инженером, но живо интересовался искусством. Часто приносил домой книги о живописи и очень любил собирать открытки. Коллекция его была внушительной – пять тысяч экземпляров! Мог ли он подумать, что через много лет сердца тысяч людей завоюют открытки, нарисованные его младшим сыном Владимиром! А пока всех односельчан покорил первый рисунок 5-летнего Володи: скачет лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Люди смеялись, удивлялись: до чего живо нарисовано! Вырастет паренёк – наверно, в художники пойдёт. Так оно и случилось бы, если б не война. В 16 лет Владимир вместе с другими подростками был угнан немцами в трудовой лагерь. Там он чудом продержался до победного 1945 года, когда лагерь освободили американские войска. Жизнь на родине потекла своим чередом: отслужил в армии, устроился работать на завод оформителем, завёл семью. Но очень хотелось учиться, повышать своё мастерство – ведь Владимир был художник-самоучка. И вдруг однажды он увидел объявление о наборе слушателей на курсы мультипликаторов. Обрадовался: вот оно – то, о чём мечталось!

Прошли годы, и больше сотни мультфильмов были созданы с участием Зарубина, среди них – всеми любимые «Ну, погоди!» и «Приключения Васи Куролесова», «Тайна третьей планеты» и «Жил-был пёс». Сыщика в «Бременских музыкантах» нарисовал тоже Владимир Иванович. Четверть века проработал художник в мультипликации – это десятки, а может, и сотни тысяч рисунков! Сейчас на помощь мультипликаторам пришли компьютерные программы, а раньше каждый рисунок исполнялся от руки. Труд нелёгкий, и здоровье мастера стало пошаливать. Пришлось попрощаться с мультипликацией и перейти в издательство. Там-то он и начал создавать свои знаменитые открытки. И рисовал до последнего дня своей жизни.

Каждая открытка Зарубина – это маленькая сказка, как он сам говорил. «С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом. Утром дятел прилетал…» – рассказывал художник в одном интервью.

Но не всегда всё складывалось гладко – некоторым строгим дядям и тётям не нравились весёлые герои Зарубина. «Немало моих открыток, как говорится, распушили почём зря на худсовете[1], – вспоминал он. – Посмотрят, бывало, эскиз: “А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?” или “Какой же медведь будет кричать в лесу «Ау!»?” Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой ёжик преподносит ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с ёжика снять. Открытку я переделал, но ёжика стало жалко – легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу и поднял, чтоб не мёрзла…»

Потому и любят все весёлых и добрых зверушек Зарубина – он сам их очень любил.

[1] Худсовет (художественный совет) – комиссия, которая оценивала качество работ художников и решала, можно ли их представить широкой публике.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Алексей Иванович:

    Уважаемая Анна (Измайлова), благодарю Вас за статью. Открытки художника Владимира Зарубина – просто чудо, они живые.

Добавить комментарий