Радость да наполнит наше сердце

Лет пятнадцать назад на епархиальной конференции мой дух возмутили слова психолога. Он сказал, что человеком движут забота о безопасности и выгода. Я не мог с этим согласиться, ведь душа моя, пренебрегая опасностями, готовилась к гонениям, заушению, оплеванию безо всякой выгоды для себя. Не могу сказать, что с тех пор я изменился, просто взглянул на слова специалиста под другим углом. Нами, христианами, действительно движет названная им мотивация: забота о безопасности – хотим спасти свою душу; и выгода – искание Царствия Небесного. Убеждён, что с Божьей помощью в Православной Церкви, согласно учению святых отцов, это Царствие достижимо. И самое опасное в духовной жизни – заблудиться, попасть под влияние льстецов, опасных вероучений.

Наша прихожанка Людмила Миронова выпустила сборник стихов «Вольны мы сами выбирать свой крест». Пригласила нас, братьев и сестёр, на презентацию книги. Сколько мест было в машине, столько нас и отправилось в путь – пять человек. В зале было ещё человек двадцать пять, в основном женщины в возрасте.

Людмила начала читать. Я поблагодарил её, обратив внимание присутствующих на то, как нужны такие стихи, доступно раскрывающие православное вероучение, рассказывающие о христианской жизни. Потом начал говорить, как сам пришёл в Церковь, что нужно готовиться к смерти и вечной жизни. Люди с интересом слушали. Когда в конце встречи я попросил задавать вопросы, одна спросила: «Как можно радоваться, когда идёт война и гибнут люди, когда вокруг столько лжи и неправды?!» На что я ответил: «Выключите телевизор, и для вас закончится война и исчезнет ложь. Печали же свои возложите на Господа – и обретёте покой и радость в своей душе».

Других вопросов не последовало, но я услышал, как одна женщина, копаясь в сумочке, говорит другой: «Почему он всё время говорит о смерти? Страшно ведь». Подошла ещё одна – такой божий одуванчик, с палками для скандинавской ходьбы. Спрашивает меня: «Как вы относитесь к другим религиозным конфессиям?» Отвечаю: «Нам заповедано любить людей всех конфессий, но мы не может разделить их заблуждений». Вижу, женщина меня не слышит, она на своей волне, хочет меня просветить. «А вот бахаи, – говорит, – они принимают всех». «И в христианстве нет ни эллина, ни иудея», – говорю. Она скороговоркой: «Они не как ваши, стремящиеся уничтожить всех иных». «А кто вам сказал, – удивляюсь, – что мы хотим кого-то уничтожить?» – «Ваш главный». – «Кто наш главный?» – «Питирим». – «Где и когда он это сказал?» «Да ну вас», – махнула женщина рукой и, сердитая, вышла на улицу. Хотя любой человек, знакомый с нашим владыкой, подтвердит, что уничтожать людей других конфессий он вовсе не собирается. Скорее всего, это клевета бахаистов, которые, как это водится у сектантов, склонны самоутверждаться за счёт других. А божий одуванчик, бедная, так и будет теперь разносить это по белу свету.

Вспоминаю, одна женщина приехала в гости из Москвы и пришла к двоюродной сестре, у которой всегда останавливалась. Та её вдруг не пустила: ты православная. Оказывается, ей запретила это дочь, попавшая где-то на Юге в эту секту – бахаи. Женщина приехала к нам и всю ночь проплакала у меня в келье. Сестра – её последняя родственница, остальные ушли в мир иной. Вот так они, бахаи, всех принимают. Между тем ни разу в жизни я не слышал, чтобы православный человек не принял родственника, попавшего в секту. Бахаисты – это лишь ещё одна напасть, а сколько я перевидал их уже на своём веку! Они появляются в нашей жизни не реже, чем эпидемии гриппа.

Помню Лидию, певшую у нас на клиросе. В секте Ольги Асауляк её причислили к какой-то шестой расе, лестью увели от Церкви. И двадцать лет она мается. И от Церкви не уходит, и войти в неё не может. Недавно пыталась исповедоваться, но всё, что смогла сказать, – что грехов у неё нет, она уже всё исповедала Богу. Принесла как-то крестики и одёжку детскую, решив крестить младенцев, убитых в утробах матерей. Спрашиваю: «На кого мне крестики надевать?» – и выслушиваю дикие объяснения про какую-то схимонахиню, на которую снизошла эта идея.

Но одно хорошо: все эти секты вот уже две тысячи лет приходят и уходят, потому что там нет никакой основы. «Что не Отец Мой насадил, искоренится» – так сказано у апостола Иоанна. Потом люди всё равно приходят к нам, потому что Христос нас собирает вопреки нашим пристрастиям, вкусам. Приезжают ко мне в скит люди, позвонив заранее, предупредив. Назначаю им день, молюсь, чтоб Дух Святой освятил нашу встречу. Многие приходят в первый раз, несмотря на немалый возраст. Очень важно встретить ласково. Унылого обниму, печального утешу, радостному порадуюсь. Мы становимся одним целым, люди роднятся не только со мной, но и друг с другом.

В поисках этого я и сам когда-то приходил в кочпонский храм на Рождество и Пасху, бывал там, наверное, с середины восьмидесятых, мало понимая, что происходит на службе. Мне казалось, что служит священник, а мы просто так стоим, внимаем. Потом понял, что служим мы все, что мы одно тело – тело рождающегося Христа, распинаемого, воскресшего. Тогда я стал ходить чаще – каждое воскресенье, так потихоньку и дорос до священства. Господь открывает столько, сколько можем вместить, по мере покаяния и понимания. Тут главное – не стоять на месте. Как только человек остановится, начинается охлаждение – и молитва не та, и радости нет. Нельзя останавливаться, нудите себя, чтобы, родившись, расти.

Приближается Светлый праздник, и я поздравляю сотрудников и читателей газеты «Вера» с Рождеством Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Хочу подарить вам изречение преподобного Никона Оптинского:

«Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться».

Чего я всем нам желаю. Господи, благослови нас устремиться к Тебе. Аминь.

«Христос рождается, славите!»

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий