Не делится на два

С некоторой опаской вглядываюсь в ленту новостей – начался пост, и, как водится, обязательно должно быть искушение. Нет, вроде всё слава Богу… В Петербурге вновь началась тяжба за Благовещенский храм Александро-Невской лавры. Но это дело житейское. Директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев протестует против передачи храма Лавре, мол, в нём могильные надгробия и другие экспонаты, которые входят в музейный фонд страны. А священники в ответ: экспонаты не пострадают. Попросил я прокомментировать бывшего директора музея Эльгу Николаевну Порецкину:

– Это давняя история, Благовещенский храм просили передать ещё в 91-м году. Но храм необычный, он ведь с петровских времён использовался как усыпальница. Лучший вариант в таких случаях – заключать договоры о совместном использовании, чтобы в храмах были службы по большим праздникам. Так мы с покойным директором музея в Исаакиевском соборе сделали с самого начала. Потом договорились о регулярных службах два раза в месяц, но тут у священников возникли резонные просьбы передать помещения под ризницу, киоск, даже трапезную. А у музея и так площадей не хватает. Надо же думать о всех.

– В Лавре как раз объясняют, что людям будет лучше, – замечаю. – Сейчас в храм-музей заходят за деньги, а когда передадут Церкви, то вход станет бесплатным.

– Дело не в деньгах, а в билетной системе, которая ограничивает количество входящих. Вещам нужен отдых, тем более ценным в историческом отношении. И ещё там могилы, в том числе царевича Петра, сына Петра I, и полководца Суворова, поклониться которой во время войны приходили защитники Ленинграда. Это всеобщее достояние, и государство должно его беречь…

Как видно, конфликт так и будет тлеть. Он неизбежен. Прежде синодальная Церковь была под контролем государства, а государство, в лице богопомазанного царя, было исповедником веры и защитником Церкви. От них осталось общее наследство – и как теперь его делить? Тут уж всё зависит от порядочности и терпимости обеих сторон.

Иная ситуация в Киеве, откуда приходят тревожные вести: музейщики начали опись утвари в Киево-Печерской лавре. Передадут ли святыню «автокефальщикам», победит ли раскол? Неожиданно из Австралии пришла весть: там посажен в тюрьму на четыре года и три месяца «пастор Винсент Берг» – за повторное мошенничество и подлог. Как сообщает Интерфакс, он представил австралийским властям поддельный диплом врача, позволивший ему устроиться на работу в качестве психиатра. Именно сейчас! Чудны дела Господни. Ведь как раз он, тогда ещё советский гражданин Виктор Чекалин, стоял у истоков нынешнего церковного раскола на Украине. Чтобы понять суть произошедшего и его связь с расколом, надо знать биографию этого 67-летнего «Берга».

Бывший комсомольский активист, в 1981 г. он стал псаломщиком, после развода с женой в 1982 г. стал диаконом и занял должность эконома в Московском Даниловом монастыре. В 1984 г. из монастыря его выгоняют за кражу денег и позже лишают диаконства. Чекалин устраивается на работу учителем в сельскую школу, однако в 1986 г. получает тюремный срок за растление детей. Освободившись досрочно, женится на матери своего ученика, больной раком, – под предлогом, что после её смерти подросток не останется один. Мальчику говорят, что нашёлся его кровный отец, и тот радуется, верит. Мать вскоре умирает. Когда мальчик отказывается от противоестественных отношений, «отец» выгоняет его на улицу. Всё это время Чекалин тесно общается со «священником» Береславским – основателем секты «Богородичный центр». Тому постоянно является некая «духовная сущность» в виде бесформенной массы, источающая безобразный вой, принятый за «плач Богородицы». По-видимому, именно он назначил Чекалина «богородичным епископом».

В 1989 г., провозгласив себя «епископом Тульским и Яснополянским», Чекалин едет в США, но в РПЦЗ его уличают в самозванстве и со скандалом изгоняют после попытки украсть антиминс и архиерейскую панагию. Вернувшись в СССР в 1990 г., вместе с епископом Иоанном (Боднарчуком) он рукополагает епископов новообразованной Украинской Автокефальной Православной Церкви. В 1992 г. именно эта иерархия «чекалинской хиротонии» и позволила митрополиту Филарету создать так называемый Киевский Патриархат, УПЦ (КП), поскольку брать «украинских» епископов было больше неоткуда. Так что Чекалин по праву считается «отцом-основателем» украинского церковного раскола.

Но это ещё не всё. Сделав чёрное дело, этот человек решил уйти «на покой». В Туле, где им была создана греко-католическая община (ещё в 91-м году Чекалин перешёл в униатство), он втёрся в доверие к семье прихожан Поповых и предложил сделать их сыну подарок на день рождения – взять его с собой в Ватикан на приём к Папе Римскому. Мама согласилась сразу, а отец до самого конца не давал разрешения на вывоз 10-летнего Андрюшки. Они уехали. Спустя время из Австралии пришло письмо с фотографией – Чекалин в обнимку с их ребёнком. Только спустя шесть лет мама, приехав в Австралию, смогла увидеть сына и стала свидетелем противоестественных отношений. Обращения в полицию ничего не дали. Словно нечистый помогал иуде и растлителю. Но дьявол в конечном итоге одурачивает и своих адептов. Получив протестантский приход и став «уважаемым человеком», «пастор Винсент Берг» погорел на мелочи – на повторном мошенничестве. Символично, что именно сейчас, в эти трагические для Украины дни, посрамлён «отец раскола». О судьбе соблазнённого Андрея, захотевшего «увидеть Папу Римского», ничего не известно. У родителей хранится его письмо: «Особа, которую я когда-то любил, отныне не мать мне. Отказываюсь от всех отношений с ней и её роднёй». Тоже символично…

Упаси Господь нас от одержимых. Рано или поздно ими содеянное рассыплется в прах, но сколько бед, больших и малых, они успевают принести! Вот ещё один случай – в Петербурге. В конце ноября неизвестный мужчина пришёл на Невский с ведром краски и закрасил надпись на доме: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Что двигало этим помрачённым человеком? Работнице Государственного музея городской скульптуры понадобилось пять часов, чтобы счистить краску и восстановить надпись по историческому трафарету, хранящемуся в фондах. Работала тщательно, с терпением, каковое в недалёком будущем понадобится и всем нам.

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

 

1 комментарий

  1. Алексей Иванович:

    НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ АФОНСКОГО.
    В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию.
    Сегодня Евангелие отложили в сторонку, беззаконие объявляют законом, а из греха делают моду. Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом.
    В наше дни исполнилось пророчество преподобного Антония Великого: «Придёт время и люди сойдут с ума. Того же , кто остался разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой как они».

Добавить комментарий