Церковь побеждающая

Едва ли все предполагали, что Украинская Церковь поведёт себя столь достойно. Но ничего неожиданного в этом нет. За плечами у православных Украины, кроме непростой жизни в советскую эпоху, борьба с филаретовщиной, гонения со стороны греко-католиков, уход в расколы значительной части недостойных священнослужителей и индифферентных мирян.

Будущее украинского православия определилось в тот момент, когда владыка Онуфрий был избран Киевским митрополитом. Отцы, конечно же, понимали, на что идут. Новый митрополит Киевский уже проявил себя мужественным борцом за Святую Церковь во время прошлых напастей и показал себя не столько политиком, сколько человеком, который чтит святоотеческую традицию, живёт в ней. Вспоминается, как в 2009 году митрополит Онуфрий был одним из кандидатов на Патриарший престол. Один из наших церковных активистов заявил, что владыка не может быть Патриархом, потому что безразличен к Интернету. Самое замечательное – других аргументов не нашлось. Прошло пять лет, и стало ясно, что Господь уготовил для митрополита Онуфрия совсем другое место.

Начиная с всеукраинских крестных ходов, Украинская Церковь показала себя единственной здоровой, адекватной силой в стране, которую не удалось загнать в подполье. Её нынешняя стойкость, вопреки преследованиям, попыткам запугать, подкупить, определили её место как точки сбора всего лучшего, что есть на Украине.

Конечно, нашим братьям и сёстрам там хотелось бы разминуться с этой чашей. Помню одного тернопольского батюшку, с которым я познакомился года три назад. Он рассказывал о том, как православные готовятся постоять за свои храмы. В его словах не было никакого пафоса, он просто делился картинками из жизни общин в своём благочинии. В какой-то момент священник спохватился, не записываю ли я его на диктофон. «Нет, отче, не записываю – всё понимаю».

Ему было страшно, но это был страх человека, который дрожащими руками готовит оружие к бою, не помышляя о том, чтобы сбежать. Когда я слышу «украинец», «малоросс», то вижу не толпы ожесточившихся людей, которые из жадности, тщеславия, злобы или глупости предали свою родину. Передо мной – лица четырнадцати священников, вызванных на допрос в Службу безопасности Украины. Стульев им не дали, и они стояли в своих пастырских одеждах – терпеливые, спокойные. В это же время прошло несколько обысков у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Чернобыльского Павла (Лебедя). Это происходит по всей стране. В Житомире не постеснялись залезть в школьный портфель 10-летнего сына настоятеля кафедрального собора Сергия Грицака.

Нашлись и предатели, но пока известны только двое, их выявил разбойничий собор, состоявшийся 15 декабря и учредивший «Автокефальную Церковь». «К УПЦ они больше не имеют никакого отношения. Мы констатируем, что они перешли в раскол», – высказался по этому поводу представитель Церкви архиепископ Климент (Вечеря). От митрополита Александра (Драбинко) ничего другого и не ждали. Ещё в 2012 году Синод освободил его от всех должностей за «деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни».

С митрополитом Винницким Симеоном (Шостацким) всё вышло драматичнее. Он был единственным из 83 участников Архиерейского Собора Украинской Церкви, кто отказался подписать итоговое заявление – там речь шла об отказе попирать каноны и объединяться с раскольниками. Митрополит Симеон хорошо знаком с Порошенко, ему, судя по всему, много чего наобещали, но духовенство Винницкой епархии идти за ним отказалось. В самой Виннице состоялось собрание духовенства, и 42 из 44 человек подтвердили верность православию. Началась борьба, в которой митрополит Симеон попытался сделать ставку на сельских благочинных – своих ставленников. Но даже среди них ему удалось убедить лишь двоих, при этом в Барском благочинии из 19 священников 18 выступили против мнимой автокефалии и лишь благочинный был за. В какой-то момент Симеон, оказавшись в изоляции, объявил, что останется архиереем канонической Украинской Православной Церкви, но, как оказалось, солгал.

Между тем правительственные СМИ растрезвонили, что на соборе будет десять архиереев Украинской Церкви. Поспешив с этой информацией, власти решили добиться своего силой. Митрополита Агапита (Бецевика) СБУ вывезла с Буковины, хотя он сразу сказал: «На соборе присутствовать не буду, поскольку наша Церква в нём не участвует». В столице контроль над ним ослаб, и православным удалось спрятать владыку в Лавре. В аэропорту «Борисполь» пограничники задержали митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея. Начали давить, настаивая, что ему нужно направиться на объединительный собор, но владыка наотрез отказался.

С объединительным собором у власти всё вышло предельно бездарно. Главой новой политической «Церкви» избран человек, который ни дня не был священником канонической Церкви – некий Епифаний Думенко, секретарь Филарета Денисенко. Толпе, изображающей украинский народ перед храмом Святой Софии, где проводился собор, выдали украинские флаги, но забыли вручить хотя бы одну икону. Что это были за люди? Прежде всего бюджетники, которых привезли, не спрашивая о согласии. Но были и те, кто прибыл добровольно. Так, министр культуры Евгений Нищук заявил: «Я сам католик, как и мои земляки из Ивано-Франковской, Львовской, иных областей, которые сегодня приехали поддержать процесс автокефалии». Присутствовали, по его словам, на площади и атеисты, а вот о православных ни слова – они не пришли.

Так протекало это сражение за святое православие на Украине – конечно же, не последнее. Даже на людей, далёких от Церкви, происходящее производит сильное впечатление. Слишком очевидно являет Господь, что именно Церковь в некогда едином православном, а ныне раздробленном мире является единственным местом, которое не захлестнули тёмные воды бессилия и безумия.

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

4 комментариев

  1. Владимир Григорян:

    Предварительную цензуру убрали, Алексей Иванович, так что теперь комментарии появляются сразу.

    • Алексей Иванович:

      Уважаемый Владимир Донарович, крайне признателен Вам за ответ.
      Иногда очень трудно установить контакт с редакцией того или иного сайта.
      Ваша отзывчивость оставляет приятное впечатление, благодарю.
      – – –
      На сайтах иногда происходят временные трудности, причины могут быть
      разнообразны, от сбоя электроники до человеческого фактора. Надо отдать
      должное, редакция сайта быстро решила данную проблему. В настоящее время
      цензуру убрали, комментарии появляются сразу. Но к сожалению, в “широко
      открытую дверь” залетают не только бабочки. В ответ на появление недостойных
      и оскорбляющих комментариев, должны реагировать все комментаторы сайта
      (к чему я всех и призываю), дабы у некоторых не появилось чувство вседозволенности. В этом и будет проявляться общественная сущность цензуры — не от редакции, а от самих комментаторов.

  2. Алексей Иванович:

    No comment! Писать комментарии на ту или иную тему не имеет смысла.
    В настоящее время на сайте, комментарии обновляются крайне редко,
    необходимо долго ждать, пока твой комментарий появится на странице.
    К сожалению.

Добавить комментарий