Дом над Цной
Картинки из жизни «русской Венеции»
Увлечение Светланы Николаевны Хрулёвой из Вышнего Волочка необычно для краеведов. Она снимает и делает православные любительские фильмы. В них – история её родного города и соседних мест, события прихода и рассказы о людях, интересных ей. Снимает и выкладывает в соцсетях. Как она рассказывает, после того как в 2004 году побывала в Почаеве и Вырице, появился интерес и к истории своего города, стала много читать об этом. Последний её фильм посвящён был столетию со дня рождения архимандрита Германа (Гараничева), особо почитаемого в селе Покровском Тверской области.
Живёт Светлана Николаевна в большом доме с двоюродной сестрой Галиной – обе они на пенсии. Комнаты на первом этаже просторны, на втором – невелики, и когда поднимаешься туда по лестнице, встречаешься с кошкой, принюхивающейся к незнакомому человеку. Можно сказать, домашняя идиллия, хотя так было не всегда.
– Эти стены помнят как минимум двух священников, обретавшихся здесь, – говорит она. – Один жил в 70-е. Соседи говаривали, он чем-то прогневал церковное руководство и его перевели в Торжок. Дали там квартиру с плохими условиями, так что вскоре он подхватил туберкулёз и умер. Ещё одного священника я сама помню – у него мы и купили нижнюю часть дома восемь лет назад. А наверху тогда бабушка жила – Евдокия Михайловна. Родом она была с Украины. В войну, будучи совсем юной, работала у немцев в неволе, а потом почти всю жизнь трудилась на шахте в Воркуте. По своей ли воле туда попала или сослана была, не знаю. Вышла на пенсию в 1980-м и приехала сюда. Умерла в возрасте 90 лет.
Тётей Дусей мы её звали. Жила очень скромно, почти всю пенсию отправляя дочери в Сумы. За день съест, бывало, лишь булочку да выпьет бутылку молока, и вроде как довольно. Мы стали приглашали её к нам обедать – заходила, случалось. Начнёшь расспрашивать, сворачивает разговор и уходит к себе. Дочка её Светлана уже рассказывала нам, когда навещала мать, про то, как Евдокия жила в Воркуте. Надо сказать, неплохо жила, ни в чём себе не отказывала, погулять любила, а родив дочь, отвезла её к бабушке на Украину. Так и выросла дочь, матери почти не видя, даже на похороны приезжать не хотела.
Но мне-то всё равно, какое прошлое было у тёти Дуси, да и не проверишь, что быль, а что небыль. Я её помню хорошей доброй соседкой, каких поискать. Со Светой мы раньше созванивались, но теперь перестали – разные взгляды насчёт политики наших стран.
Тётю Дусю не осуждаю. У всех у нас много чего было в прошлом. О себе-то рассказывать страшно, но скрывать не стану, пусть будет другим в назидание.
* * *
– Родилась я в 1956-м в Чувашии. В 16 лет пошла работать. Тогда же в первый раз попробовала спиртное, и затянуло меня в болото – два десятка лет жизни прошли в пьянстве и гуляньях. Замужем успела побывать, но детей нет. Работала то в одном месте, то в другом. Выгоняли, два раза в ЛТП отправляли. А там не лечат, люди оттуда выходят злые и ещё сильнее начинают пить. В редкие моменты просветления души хотела окреститься и начать жить по-новому. Но водка мешала, поэтому до храма я дошла лишь в апреле девяносто второго года. В тот день, помню, встала я с больной головой и пошла к батюшке. Стою, дышу на него парами алкоголя и прошу покрестить. Священник объяснил, что негоже в таком виде принимать крещение, надо подготовиться. Но, на моё счастье, не прогнал и всё-таки окрестил. И жизнь стала налаживаться. Спустя три месяца я бросила пить, хотя ещё год тяжко было – что называется, ломало. Друзья той поры сплошь алкаши, то один позовёт, то второй скажет: «Пойдём выпьем». Но когда я в трезвом виде взглянула на своих подруг, то ужаснулась: баба пьяная – это так мерзко. Родители не верили, что я исправилась, думали, сорвусь и всё начнётся снова. Но нет, с Божией помощью к вину уже не тянуло.
Только оказалось, что жить надо начинать с нуля: в квартире были лишь голые стены, а всё остальное – пропито. С сестрой Галей занялись коммерцией: из Москвы или Питера привозили продукты и ширпотреб и продавали тут. Пять лет так ездили, а потом кризис грянул, да и надоело: в Питере бандитам заплати, здешним бандитам дай. Тем, кто в те годы начинал бизнес и устоял в девяносто восьмом, сегодня намного легче.
Оставили мы бизнес, я устроилась на льнозавод, а Галя – дворником. И в храм с того времени я стала ходить регулярно, а то поначалу лишь захаживала. Сначала в Богоявленский ходила, потом в нашем Свято-Казанском монастыре сложился костяк общины из прихожан, теперь только туда и хожу. Из руин монастырь подняла игумения Феодора – это её подвиг, конечно. Правда, и сейчас много ещё что нужно поправить. Скажем, крышу сделали, а потолки-то внутри нетронутые – осыпаются. Уже при следующей игумении, Феофилакте, я начала ходить в монастырь.
В своё время, полностью погружённая в коммерцию, я так и не встретилась с блаженной старицей Любушкой Сусанинской (Любовь Лазарева, 1912–1997. – Ред.), которая жила в нашем Казанском монастыре. Она с юности отреклась от мирской жизни, а на юродство ради Христа благословил её преподобный Серафим Вырицкий. После жизни в Вырице Любушка прожила около тридцати лет в посёлке Сусанино под Ленинградом, молясь в местном храме Казанской Божией Матери, потом – год в Николо-Шартомском мужском монастыре, а в 1997 году игумения Феодора привезла её, совсем старенькую, сюда в Волочёк. Здесь блаженная старица и провела последние месяцы своей жизни: молилась, причащалась Святых Таин. Отсюда её проводили ко Господу в сентябре 1997 года. Любушка говорила, что это место благословлено ей Самой Матерью Божией и находится под Её особым попечительством. Говорила: «У вас здесь Сама Матерь Божия лампадки зажигает». Она много предсказывала, даже с Афона и из Иерусалима к ней приезжали, и многие исцелялись по её молитвам. В монастыре Любушку похоронили, сейчас на могилке часовня стоит. Люди приезжают со всей страны и получают утешение. У меня знакомая есть, у которой сын попал в страшную аварию – по нему дважды машина проехала. Врачи сказали матери, что такие не выживают. А женщина к Любушке побежала, помолилась усердно на могиле. И что же – встал сын и пошёл!
* * *
После вкуснейшего обеда Светлана Николаевна показала мне небольшую часть города – ту, что ближе к дому. Я увидел красивые деревянные дома вдоль Цнинского канала – как ухоженные, так и запущенные, старинные каменные городские усадьбы, многие из которых тоже пребывают не в лучшем виде. Видно, что средства власти направляют в Вышнем Волочке на что угодно, только не на сбережение облика города.
Светлана Николаевна показывает на длинное здание:
– Здесь был дворец Екатерины Второй, как и в других городах на пути из Петербурга в Москву.
За дворцом – снова деревянные дома, спрятанные в маленьких переулках. Через раз или во дворе, или на здании попадается что-нибудь интересное: то деревянный шпиль, то резное оформление – красота! Светлана Николаевна снимает на камеру – даже для неё, местного жителя, здесь ещё много незнакомых уголков.
Местный краевед Денис Ивлев настоятельно рекомендовал нам посмотреть усадьбу врача Сергиевского. Во флигеле там проживал в 1930-х годах вернувшийся из лагерей и ссылки православный исповедник и старец Никон (Воробьёв). А вот и усадьба на Островской линии.
Дома и вправду великолепны, но они хозяйские, не зайти. Вокруг, несмотря на зимнюю пасмурную погоду, изумительный вид. На том берегу реки виден купол храма – это Успенской собор. Переходим туда. Так как рядом водохранилище и действующая плотина, мост огорожен и находится под строгой охраной – режимный объект как-никак. Идём мы в пятиэтажку, где живёт подруга Светланы Николаевны.
* * *
Татьяна Валентиновна Бабаева говорит нам:
– Вы были у дома врача Сергиевского? Могу рассказать кое-чего, может, вам будет интересно. В нашем Успенском храме книжка продавалась профессора Алексея Ильича Осипова «Носители духа». Я её купила и прочитала на одном дыхании. А после довелось встретиться с одной женщиной, Юлией из Москвы, которая посетила наш детский дом. Из разговора я узнала, что Юлия – помощница автора, его администратор или секретарь. Через неё я передала профессору записку примерно следующего содержания: «Дорогой Алексей Ильич, спасибо вам за книжку, приезжайте к нам в Вышний Волочёк, я вам покажу дом, где жил игумен Никон (Воробьёв)». Записку Осипов получил, и вскоре приехали они с Юлей уже вдвоём. Только предупредил перед этим, чтобы мы никому не говорили, что он у нас будет. Мы ему показали город, он посетил деток в интернате. Потом поехали к усадьбе врача Сергиевского, который на свой страх и риск принял вернувшегося из ссылки игумена Никона. Мы хотели всё осмотреть, но у внучки врача – Наденьки, доживавшей свой век, – был тяжёлый диагноз – шизофрения, и её старались избавить от посетителей. Не пустили даже в соседний дом, где была приёмная Сергиевского и жил отец игумен. «Не знаю я ни игумена Никона, ни профессора Осипова», – сказала женщина, которая там всем распоряжалась. Что же делать, ведь я пообещала Алексею Ильичу всё организовать, а выходит – обманула. Говорю: «Юля, а может, через забор пролезем и сами посмотрим?» А она такая энергичная, что согласилась, но всё-таки нам удалось убедить, чтобы нас пустили по-хорошему. Осмотрели просторную светлую комнату, где жил отец Никон.
Потом спустились вниз и погуляли по саду. Была весна, вовсю цвели вишни. Алексей Ильич очень проникся атмосферой усадьбы. Узнав, что комната продаётся, профессор даже изъявил желание выкупить её и сделать там музей.
* * *
Во время беседы Татьяна порекомендовала: «Обязательно сходите к Римме Алексеевне, внучке монахини Марины (Изотовой), она совсем неподалёку живёт».
Монахиня Марина (Мария Николаевна Изотова) была тайной монахиней, высланной из Ленинграда. Пристанищем ей стал опустевший в 1941 году после ареста хозяев дом Малышевых на улице Урицкого, 65. Осиротевшим Модесту и Ольге Малышевым монахиня стала не только опекуном, но и духовной матерью.
И вот я в квартире её внучки. Римма Алексеевна Радус долго не могла начать беседу – сначала гостям чай с блинами, а потом разговоры.
Наконец Римма Алексеевна вынимает альбом с семейными фотографиями. На одной из них в окружении родных пребывает недовольная монахиня Марина.
– Это она устала от шума – все громко разговаривают, вот она и недовольная, уши руками закрывает.
А вот фотография 1916 года, на ней многочисленное семейство – дед, бабушка, дядья, тётки. Среди детей показывает самую младшую: «Это моя мама».
– Много ли времени вы провели с бабушкой-монахиней?
– В детстве особенно много. Я уже чуть подросла, когда у мамы родилась двойня. Тогда бабусенька взяла меня к себе, я жила тут, в Волочке, и ходила в детский сад. Она меня и воспитывала.
Когда же подросли мои братья Борис и Глеб, родители меня забрали к себе в Рыбинск. Отец мой, Алексей Михайлович, был гидротехником. До войны работал прорабом на Волховстрое, затем Рыбинское водохранилище проектировал. Всю войну прополз на животе, будучи минёром.
Моя собеседница достаёт коробочку, раскрывает и показывает медали: «За взятие Берлина», «За победу над Германией», серьёзная награда – «За боевые заслуги» с номером, нагрудный знак «Отличный минёр».
Рассказывает:
– Отец на фронте не раз отличался, даже орденом Красной Звезды награждён был, только вот не помню за что. После его смерти мама с братом поделили его награды, и орден этот и какие-то ещё медали дяде моему перешли. После войны папу направили сначала восстанавливать разрушенные войной мосты, гидроэлектростанции, а затем он объездил стройки по всему Союзу, очутившись в какой-то момент в Магадане. Туда к нему и мама подтянулась, и мой брат, и я. Ближе к пенсии папа с мамой переехали в Мурманск, затем в Орёл, и уже после смерти отца мама приехала жить в Вышний Волочёк. Но где бы мы ни жили, каждый отпуск ездили к бабушке сюда. Её воспитанница, Ольга Борисовна Малышева, когда выходила замуж, вынуждена была продать родной дом. Но в благодарность за то, что бабушка заменила им с братом родителей, купила полдома в другом месте: живи, Марья Николаевна. И до самой смерти бабусенька там прожила, последние годы совсем лишённая зрения. Мама и тётя Лёля предлагали ей перебраться к ним. «Нет, – отвечала бабушка, – не поеду – там у вас праздники, табак, вино, танцы». Так мы и смотрели за ней шесть лет: полгода тётя Лёля с мужем у неё живут, полгода мои мама с папой. Папа в семьдесят пятом умер, а бабушка, Мария Николаевна, в 1978-м. Было ей девяносто пять лет.
Из её детей к тому времени в живых остались лишь моя мама, тётя Лёля, она в Ленинграде жила, и тётя Маруся, уехавшая в Англию.
– Как же тётя Маруся там оказалась?
– Во время войны она с двумя сыновьями попала в плен, и их увезли в Германию на работы. Благо, что не разделили. К окончанию войны их освободили английские войска, и у неё был выбор: вернуться в СССР, где её ждали бы годы лагерей, а сыновей – детский дом, либо поехать в Англию, не имея там родных, не зная языка. Тётя Маруся свой выбор сделала, и мы не видели её вплоть до перестройки. Она устроилась там преподавателем частных языковых курсов, где учила англичан, желающих выучить русский язык. Когда стала возможна переписка с ней, начала присылать посылки. На моих глазах она и умерла в 1993 году. За полгода до этого я получила приглашение и поехала к ней, она была уже совсем больной, нуждалась в уходе. В Англии её и похоронили, по-христиански, не кремируя. Я тогда сдружилась с одной из её учениц, до сих пор переписываемся.
* * *
Колоритный город Вышний Волочёк. Много известных людей посещали его по своей либо чужой воле, много осталось рукотворной красоты и интересных рассказов жителей. И благо, что есть люди, которые пишут маленькую историю своего края.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий