Защитник Руси

8 октября – 195 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова

В уютном доме писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – того самого, который написал сказку про аленький цветочек и много других книжек, – всегда и всем было хорошо. Кто бы ни попадал в эту большую дружную семью, его окружали трепетной заботой и добрым вниманием. А уж домочадцы души не чаяли друг в друге. Дом Аксаковых был полон голосов, музыки, смеха. Кто-то с чувством декламировал стихи, кто-то ставил сценку для семейного спектакля или играл на рояле. Когда дети вырастали и покидали родное уютное гнездо, они старались почаще писать домой. «Милые мои отесенька и маменька!» – нежно обращался в письмах к родителям Иван Сергеевич, будучи уже совсем взрослым человеком. И подробно описывал, как протекает его жизнь.

Иван Сергеевич Аксаков. Портрет работы И. Е. Репина

А протекала она, надо сказать, беспокойно. Если можно сравнить человеческую жизнь с течением реки, то у Ивана Аксакова жизнь текла подобно горной речке – быстрой и шумной. Такой уж был у него характер, что довольствоваться собственным благополучием не мог – всё за кого-то переживал, хлопотал. Как пишет апостол Павел в Послании к Филлипийцам, «не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Вот и Иван имел в себе этот живой евангельский дух.

Он и в юристы пошёл для того, чтобы помогать обездоленным. Работал по 16 часов в сутки, поражая сослуживцев такой работоспособностью. А чтобы отдохнуть, писал стихи – Господь наградил Ивана литературным талантом.

Первым этот талант приметил отец. Семи лет от роду Ваня заболел скарлатиной, и его отделили от домочадцев, поместив на верх дома, в мезонин. И вот оттуда, «из одиночного заточения», спустилось послание соскучившегося Ванечки к братьям и сёстрам, которое поразило всех своим слогом, жаром и необыкновенной рассудительностью. «Иван будет великим писателем!» – сказал отец.

Сергей Тимофеевич был прав: его сын действительно стал замечательным публицистом. Он исколесил всю Россию, забирался в самые дальние её уголки. И отовсюду писал заметки о том, как живёт наш талантливый и терпеливый народ, как повсюду притесняют бедняков. Он мог бы вслед за Радищевым написать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Живое, сострадающее сердце было у Ивана Аксакова. Он и сам моментально откликался на чужую беду, и, будучи журналистом, призывал к тому других.

Недаром на гербе древнего рода Аксаковых – рыцари и пронзённое стрелой сердце. Это символы высокого служения и любви

Очень важно, что Аксаков не раскачивал трон царя-батюшки, как это делали революционеры. Для него власть царя, Помазанника Божьего, была свята. Но он хотел, чтобы царские слуги изменились сердцем, стали милосерднее к бедным, честнее. Он хотел, чтобы соотечественники вспомнили, что все они дети Небесного Отца, а друг другу – братья.

И когда братья по вере в других странах страдали, он помогал всем им, чем только мог. В 1877 году пронеслась весть о том, какие страшные мучения и даже смерть претерпевают православные болгары от своих угнетателей-турков. И голос Ивана Аксакова был точно колокол, призывающий всех русских людей к помощи братушкам-славянам, и даже царя подтолкнул к более решительным действиям. И когда Александр Второй издал манифест о начале освободительной войны с Турцией, простой народ повалил в храмы благодарить Бога – потому что мы поступили правильно, заступились! Вся Россия собирала пожертвования. И особенно отличился в этом Иван Аксаков. Он снаряжал добровольцев, фельдшеров, врачей, санитарные поезда, собирал деньги, обмундирование для дружин болгарского ополчения. Болгары называли своих ополченцев «детьми Аксакова». И до сих пор в Болгарии жива благодарная память о русском Царе-Освободителе с его войском и об Иване Аксакове.

В 1886 году сердце его перестало биться. «Переживал обо всех очень, вот от сердца и умер», – говорили с горестью. И тогда-то стало понятно, что такое всенародная любовь. Проводить его пришло сто тысяч человек! А похоронили Ивана Аксакова в Троице-Сергиевой лавре – из мирян за всю историю монастыря он чуть ли не единственный удостоился этого. Не потому, конечно, что родился в день памяти Преподобного Сергия. А потому, что всем сердцем болел за Русь, как и его любимый святой.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий