Тень из прошлого

В Токио через повешение казнён Сёко Асахара с шестью другими участниками секты «Аум Синрикё». Это было в начале июля. Почти одновременно в России Минюст объявил об ужесточении правил регистрации религиозных организаций, которые вступили в силу 20 июля. Вроде бы одно с другим не связано – где Япония и где Россия? Но кто знает, попал бы Сёко Асахара на виселицу, введи наш Минюст такие строгости намного раньше, в 90-е годы?

Вот вопрос: решились бы сектанты в 1995 году на террористический акт в Токийском метро, не чувствуй они поддержку своих адептов? А ведь львиную долю паствы они в своё время получили как раз в России – десять тысяч человек, что составляло почти треть от всех «аумовцев». Более того, именно в России сектантов приняли чуть ли не на государственном уровне. В 1992 году Сёко Асахара встречался с мэром Москвы Лужковым, с председателем Верховного Совета Хасбулатовым и с вице-президентом Руцким. Возможно, была встреча и с самим Президентом Ельциным, которую, по некоторым сведениям, готовил его друг Олег Лобов, занимавший в разное время высокие посты, в том числе и секретаря Совета безопасности страны.

На суде в Токио Икуо Хаяси, «правая рука» лидера секты, заявил, что документацию по производству зарина, которым в метро было убито 13 и отравлено более шести тысяч человек, продал им именно Лобов. Это вызывает сомнение, поскольку доподлинно известно о другой сделке – продаже автоматов «Калашников» и вертолёта МИ-8, которая не состоялась. Если отказали в оружии, то почему помогли с боевым отравляющим веществом? Тут важно другое. Сектантам дали возможность травить души. На радио «Маяк» ежедневно (!) выходила часовая проповедь Сёко Асахара. Раз в неделю проповедник появлялся со своей передачей на телеканале «2х2». Медитации проходили и на стадионе «Олимпийский», который собирал тысячи людей. Я прекрасно помню то время. Никто не сознавал опасности. Один мой знакомый рассказывал, что в его секции по карате на разминке включали магнитофон с медитацией от Сёко Асахара. А кассеты с «просветлением Аум» можно было купить в любом киоске.

Когда я узнал, что Асахара повесили в Токио, какой-то холодок по телу пробежал. Отчего это? Наверное, оттого, что он остался в другой жизни, на другой планете – в 90-х, а я теперь в «хорошей» жизни. И какое право имеют мертвецы прошлого напоминать о себе?! Не лезьте в мою реальность! Но можно ли отгородиться от дурного прошлого? Если из него не извлечены уроки, то оно вовек с тобой.

А урок такой – всегда и везде на первом месте у нас фигура. Да, японский проповедник много покупал и подкупал, потратив на Россию десятки миллионов долларов. Но «купил» он не этим. И народ, и чиновники наши очень уж очаровались восточным мудрецом, чьи тихие речи звучали умно и проникновенно. Благоговения добавляло и то, что проповедник был практически слепым. Не «учение истины Аум», а сам его изобретатель собирал вокруг себя толпы слушателей. Известный миссионер отец Олег Стеняев рассказывал мне, как в ту пору обратил в православие группу «аумовцев». На диспут он вызвал самого Сёко Асахара, но тот отказался от встречи и прислал своего заместителя, Пуна Сигоша, который позже, после ареста Асахара, возглавил секту. Диспут длился три часа на «их территории» – в помещении, арендованном сектантами в Москве на Звёздном бульваре.

– Самая правильная схема беседы, – объяснил мне отец Олег, – это когда миссионер разговаривает с их лидером, а рядовые члены секты слушают. Если священник хотя бы на равных говорит с их гуру, то уже этим он одерживает победу в сердце сектанта. Потому что для него его гуру – настоящий апостол. И вдруг этот идол… сокрушён!

Как признал сам священник, «гуру» он посрамил не богословскими выкладками. Просто люди почувствовали, за кем правда. Это передаётся через личность, через душу проповедника, через его веру в Бога. Мне довелось видеть, как отец Олег общается с сектантами, и это не передать словами. Как не передать взгляд человека, переступившего через страх смерти и готового отдать свою жизнь за ближнего. А таковые ситуации у священника были. Например, во время миссионерской поездки в Индию, где индуисты регулярно убивают христиан. Много ли у нас таких батюшек? И вообще, сколь ценятся в епархиях личные качества церковнослужителей? Регулярные службы, дежурства в храме, всевозможные послушания – «отработал», и довольно.

А секты продолжают плодиться, и создают их люди неординарные – харизматичные, умные, с высшим образованием. В одной только Челябинской области в середине июля внимание правоохранительных органов привлекла деятельность двух сект – оккультистской «Орды» и неоязыческого Храма буквы «Ё». Вероучение «ёшников» совершенно абсурдно, как и молитвы их: «ёпрст», «ёклмн», «ё-моё». Поэтому всё держится на личности их духовного лидера Андрея Свиридова, бывшего преподавателя Уральского госуниверситета. А выпускница того же университета Евдокия Лучезарнова (Марченко) – бывший учёный, астрофизик. Человек также харизматичный, привлёкший в свою секту «Радастея» массу народа со всей России. Вот как переубеждать их адептов, если сам не семи пядей во лбу?

Многим эти секты кажутся безобидными – как в своё время было с «Аум Синрикё». Но у всего есть второе дно. Деятельность «ёшников» уже признана экстремистской, и ей занимается ФСБ. «Радастея» запрещена как деструктивный культ, спровоцировавший, как пишут, самоубийства. Между тем секты продолжают действовать. На государственном уровне подобных деятелей уже не поддерживают, всё это осталось в 90-х, но в обществе они имеют признание. Та же Лучезарнова-Марченко – член писательской организации, имеет почётные грамоты. «Независимая газета» писала положительную рецензию на её книгу, сравнивая автора с русскими философами-космистами, хотя те ни в коей мере оккультистами не были. Цитируя Лучезарнову, в частности это: «Разум не круглый, он похож на кубик, в котором течёт время», автор «НГ» завершает рецензию восклицанием: «Непонятно? Зато как красиво!»

Ну да… И над всем этим – токийский висельник. Когда же мы перестанем быть беспечными?

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

Добавить комментарий