Гангут. Первая победа

Дорогие ребята, как вы уже знаете, на воротниках матросок наших моряков нашиты три ленточки – в честь трёх побед, одержанных русским флотом на море: при Гангуте, Чесме и Синопе. О Чесменской битве мы рассказывали в одном из недавних выпусков «Колокольчика», а нынче речь пойдёт о первой из этих побед. Тем более что именно в честь славного Гангутского сражения 9 августа в России отмечается День воинской славы. Произошло оно 7 августа 1714 года. Что же значила победа при Гангуте для нашего Отечества?

Художник Поль Деларош написал этот романтизированный портрет Петра I в 1838 году

…Уже 14 лет шла Великая Северная война, которую царь Пётр I объявил Швеции, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю. Ведь до начала XVIII века Русское государство было отрезано от морских гаваней, а без этого не могло развиваться и крепнуть. После победы под Полтавой русская армия изгнала шведов из Прибалтики, а к весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Казалось бы, вопрос о выходе к Балтийскому морю решён: прежде не знавшая поражений армия Швеции обессилела и не окажет сопротивления. Но вот флот её оставался по-прежнему грозным – 25 боевых кораблей ходили в Балтийском море, храня морское владычество своей страны. И Пётр Великий решает: настало время серьёзных морских баталий. В начале лета 1714 года русский гребной флот под командованием Фёдора Михайловича Апраксина отправился к Аландским островам.

Но у мыса Гангут, как прежде назывался полуостров Ханко в Финляндии, путь им преградил шведский флот. И тогда царь Пётр придумал хитрый манёвр. Он решил часть своих галер перетащить в тыл противнику и для того приказал построить деревянный настил. Шведы, увидев, что русские что-то затеяли с переброской кораблей, решили их обхитрить и направили отряд кораблей, чтобы перехватить русских. А царю Петру того и надо было – разбить единство шведского флота, отвлечь силы.

Тут ещё и с погодой крепко повезло – послал Господь безветрие, и шведские парусные корабли утратили манеренность. И вот 7 августа русский авангард – 23 корабля – атаковал корабли шведов. Перед началом боя наши моряки предложили противнику сдаться, принимая во внимание уязвимое положение парусников из-за штиля. Но шведы отказались сложить оружие. Загрохотали их пушки. Бой длился три часа.

На картине Алексея Боголюбова «Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года» хорошо видно, как к шведским парусникам подплывают русские суда

На исходе сражения русские взяли шведские парусники на абордаж: приблизились к ним, зацепились гарпунами и крюками за борта, и по настилу русские моряки перебежали на вражеские суда. Завязалась рукопашная схватка. Царь Пётр тоже участвовал в абордажной атаке, заражая моряков своим мужеством. После упорного боя было захвачено десять шведских кораблей. Сдался и шведский флагман «Элефант» (по-русски – «Слон»). Когда спустя месяц в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы, победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображён орёл, сидевший на спине у слона. Шутливая надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит». Только слонов!

Так молодой российский флот нанёс поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал проигрышей. Наша победа произвела большое впечатление на западный мир. Гангут показал, что родилась ещё одна морская держава, с которой теперь придётся считаться.

А в Петербурге после окончания Северной войны появилась ещё одна церковь – Пантелеимоновская. В благодарность Богу и Его святым за дарование победу русскому оружию.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий