Дело вкуса, или Митра № 1354
Хотел об этом написать в рубрику «Избави от лукавого», но потом вспомнил старый семинарский анекдот. Надоело семинаристу говеть Великим постом, и решил он сварить яйцо над свечкой. Сказано – сделано. Да только опытный инспектор унюхал запах и явился к нему в келью: как-де так, что такое?! «Это меня бес попутал!» – воскликнул семинарист. Но тут из-за печки выглянул возмущённый бес: «Врёт он всё! Я бы до такого не додумался!»
Сегодня речь не о яйцах, а о продуктах изысканной кулинарии – тортах. В последние годы по западному образцу дорогие торты у нас стали королями праздничных столов. Кондитеры изощряются: на шикарных тортах возвышаются отлитые из шоколада куклы, автомобили, короны… Ну, помните торт в «Трёх толстяках»? С эстетической точки зрения, это весьма сомнительно, но по крайней мере понятно: люди демонстрируют свою состоятельность. Другие режут торты с изображением герба СССР или контуров России – тут тоже ясно: это такая полушутливая политическая декларация, вызов.
Но никак я не могу понять, что призван символизировать торт в виде митры? А ещё торты в виде горнего места, храма и т.п.? Первое, что приходит в голову, – в наше время много врагов Церкви… Но нет же, ведь подобная продукция появляется на архиерейских столах! Вот конкретно эта зелёная митра – на дне рождения митр. Владимира (Котлярова) (бывшего питерского, ныне он на покое). Снимок опубликовал известный блогер и актёр Садальский. Он озаглавил свою заметку «Таких тортов вы ещё не видели?!».
Видел. Например, торт праздничный «Митра» № 1354 выпускает кондитерская «Бейкери Стрит» по 1190 руб. за килограмм. «Торт “Митра” приятно удивит изысканным сочетанием различных вкусовых нюансов, нежной гаммой ванильных ароматов», – рекламируют кондитеры своё изделие. Но даже у них хватило соображения не помещать на торт иконы Божией Матери и Спасителя.
Второй торт был преподнесён в Св.-Никольском Черноостровском монастыре митр. Клименту на 35-летие архиерейской хиротонии. Снимок с этим «шедевром», изготовленным по индивидуальному заказу, по сей день красуется на сайте Калужской митрополии.
Как всё происходило, описано там же. «В завершение величественной и вместе с тем глубоко молитвенной, благоговейно строгой и стройной Божественной Литургии, сопровождаемой пением девочек-сирот, все гости были приглашены в праздничную трапезную обители». Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) поблагодарил митрополита «за молитву, огромные труды и жертвенное служение». «Трапезу, по монастырской традиции, сопровождало духовное чтение». Вот это сюсюканье, соединённое с каким-то скорбным бесчувствием, смешение сакрального и профанного особенно поражает. О чём мы должны думать, глядя на фото: кто под «духовное чтение» посох ел – сам митрополит или архиепископ, к примеру? А панагия из печенья с ликом Богородицы – она хорошо пропеклась? Хрустела на зубах, небось?
Мне кажется, у нас за годы бурного развития церковной жизни куда-то исчезло благоговение перед святыней. Мне могут сказать: что за важность – митра? Просто архиерейская шапка. Конечно же, не в самом головном уборе дело, а в его символическом смысле, который, по-видимому, уже плохо воспринимается. Хотя… разве трудно понять, что в поедании священных изображений есть что-то ненормальное? Скажут: не сами же архиереи эти чудеса выпекают. Им дарят! Но не поверю, что, если бы архиерей, увидя сие дурновкусие, хоть бы одну свою бровь наморщил – и этот кич тут же не исчез бы со стола. Но, видимо, благосклонно принимают.
Можно ли определить границы сакрального, прописать в канонах и уставах допустимость подобного рода тортов, нарисованных на авто икон, крестов на бумажниках, распятий на столовых тарелках и т.п.? Вряд ли. Изобретательность человека безгранична. С обезбоживанием мира вкус к красоте и гармонии всё чаще изменяет человеку. Так что эти торты просто следствие. Причина – в ином.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий