«Каша без масла ума»
Недавно попалось на глаза определение относительно одного из школьных курсов: «Каша без масла ума». Мне кажется, оно очень подходит для характеристики современного школьного образования.
Наверно, многие согласятся с тем, что задача среднего образования – формирование целостного мировоззрения. Понимания того, как устроен физический мир и как всё в нём связано со всем, как внешняя среда влияет на человека и наоборот, как разные люди взаимодействуют друг с другом… В общем, всего того, что нужно для жизни.
С формированием цельной картины мира у школьников и в советской школе дело обстояло не слишком хорошо. Сам предметный характер преподавания, когда, например, о морях и реках говорят на уроках географии, о трёх агрегатных состояниях воды – на уроках физики, а о составе воды – на химии, целостному восприятию не способствует. На волне перестройки были слабые попытки объединения предметов в интегральные курсы. Скажем, географии, биологии, физики и химии в 7-8 классах – в единый курс естествознания. Но эти попытки, и моя в том числе, были быстро задавлены профессионалами в этих областях, которые настаивали на необходимости давать детям более глубокие, специальные знания.
Кто же против глубоких знаний?! Вот только скажите, кто из вас сегодня может составить ионное уравнение химической реакции? Разложить многочлен на множители? Показать на физической карте месторождения бурого угля?
Правильно: а зачем нам это? А уж если что-то понадобится, так в Интернете есть всё!
А как вам понравятся такие главы учебника по химии: «Энергетический баланс Земли», «Какие материалы мы выбираем», «Пищевые добавки – необходимость или излишество?», «Нефть. Как мы её используем»? Это из учебника «Химия и общество», который в конце прошлого века использовался в шестидесяти процентах американских средних школ. Читать его – одно удовольствие. И целостная картина мира в нём вполне себе прорисовывается.
У нас дело обстоит иначе, и пока направление в образовании задаёт Академия наук, предметный характер обучения останется таковым. Но это в общем-то, не страшно – раньше опытный педагог всегда находил возможности обозначить межпредметные связи. И ещё на формирование целостного восприятия мира работала литература. Чтение художественной литературы и её грамотный анализ побуждает детей думать, помогает сформировать мировоззрение, закладывает представление о нравственности.
Но вот пришёл ЕГЭ. Нужно понимать, что он не чья-то прихоть, а элемент государственной политики. Первый перестроечный министр образования РФ Э. Д. Днепров в начале 90-х годов прямо сформулировал задачу реформаторов образования: «школа должна стать инструментом изменения менталитета общества», призвана формировать «рыночную культуру и рыночное сознание». Образование должно было стать «одним из главных источников новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества, новой культурной матрицей, которая будет определять тип личности, тип народа». Планировалось создание «нового человека» – «квалифицированного потребителя».
Понятное дело, что для психологии потребителя целостное мироощущение не просто лишнее, оно ему во вред – ведь он путём анализа легко может обнаружить, что большинство предлагаемых товаров ему не нужны в принципе. У настоящего потребителя и восприятие, и мышление, и мировоззрение должны быть отрывочными, фрагментарными – клиповыми.
Клиповое мышление – это когда в голове много фактов, не связанных между собой. Эти «обрывки» не удерживаются в памяти надолго, они сразу, безо всякого осмысления, пропадают, а на их место тут же поступают новые. А информационный поток характеризуется «нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды». Именно так и строится обучение, ориентированное на подготовку к тестовой проверке.
ЕГЭ приучает ребёнка концентрироваться на деталях, видеть целое он уже не может. Школьник должен хранить в голове тысячи фактов, чтобы извлечь их на свет при первой необходимости. Вот пример тестового задания по литературе:
«Какая порода собаки была у Герасима?
1) пудель
2) болонка
3) дворняга»
Фрагменты информации перемешиваются в головах детей причудливым образом. Вот что пишут школьники:
«Базарова можно сравнить с Печориным, который говорил: “Онегин – добрый мой приятель”»; «В рассказе Пастернака “Собачье сердце” говорится про Белого Бима с чёрным ухом».
Мышление «настраивается» на двоичную (компьютерную) логику, которую требуется включать даже при анализе систем с многозначными связями. Из ЕГЭ по истории:
«Что было одним из проявлений “оттепели” в духовно-культурной жизни СССР?
1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры
2) отмена государственной цензуры
3) возможность развития всех направлений искусства
4) публикация произведений о заключённых ГУЛАГа».
Правильный ответ – 4. Для кого он правильный? Совершенно же очевидно, что все четыре фактора свидетельствуют о наличии «оттепели».
Вот что говорят психологи. К семнадцати годам у человека «в норме» формируется самостоятельность ума. Человек нарабатывает свои собственные приёмы запоминания, работы с информацией. Он учится подстраивать её под себя, разрабатывает стратегии, свои способы общения, свой персональный умственный стиль. Но в школе это время посвящено тренировке сдачи выпускного экзамена. Школьник заучивает конкретные вопросы, но не понимает, как они друг с другом соотносятся. А это значит, что не развиваются способы познания мира и навыки взрослого интеллекта – системность, абстрактность. Школьники не умеют анализировать и размышлять. Если раньше к семнадцати годам человек приобретал зрелый интеллект, то сейчас интеллектуальная самостоятельность, что называется, ниже плинтуса. Такому человеку будет очень сложно найти своё место в стремительно меняющемся мире.
Что делать родителям, которые всерьёз озабочены будущим своих чад? Искать учителя. Такого, который сам умеет думать и сумеет приохотить ребёнка к понятийному, системному, целостному мышлению.
Но это ещё не всё. «Образование» – термин, происходящий от слова «образ». Образ Божий. Цель жизни человека – пробудить в себе образ Божий, уподобиться, насколько это возможно, Господу. Как писал святитель Василий Великий, «наш мир – училище разумных душ». И Учитель в нём – Сам Господь. Только Его «обучающее воздействие» направлено не на рассудок человека, а на его сердце.
Подлинный разум человека раскрывается лишь при умении воспринимать сердцем. Рассудок – важная, но лишь малая часть нашего разума. И если развивается только он, то вырастают люди, скованные «окамененным нечувствием». Нравственные чувства и оценки, этические нормы, представления о добре и зле – всему этому человека нужно учить. Но школа самоустранилась от пробуждения в ребёнке сердечного восприятия. Вот что писал об этом Клайв С. Льюис в книге «Человек отменяется, или Мысли о просвещении и воспитании, особенно же о том, как учат английской словесности в старших классах»: «По какой-то нелепой простоте мы вырезаем нужный орган и требуем, чтобы организм работал нормально. Мы лишаем людей сердца и ждём от них живости чувств. Мы смеёмся над благородством и ужасаемся, что вокруг столько подлецов».
Для здравомыслящих родителей выход есть: нужно вернуться к старой традиции домашнего чтения. Читать вместе с детьми хорошие книги и обсуждать прочитанное. Чтение художественной литературы – важнейшее средство научить ребёнка самостоятельно выстраивать образную систему, а обсуждение способствует умению анализировать, устанавливать связи между явлениями, и всё это вместе в конечном итоге приводит к превращению мозаичной картины мира в цельную.
Большинство современных родителей не читают детям сказки, а включают телевизор с мультиками – в них за маленького человека всё решает дядя-режиссёр, он выстраивает видеоряд по своему усмотрению и предлагает остальным присоединиться к его видению. Недаром люди, обладающие культурой чтения, обычно не любят смотреть экранизации знакомых произведений. У них есть свой образ, и с представленным в фильме он далеко не всегда согласуется. ЕГЭшным детям эта проблема не грозит по причине отсутствия собственного мнения.
Нынешних детей часто не привлекает классическая литература. Это плохо, но это факт. Зато очень многие увлечены фантастикой и фэнтази. Этот интерес можно использовать для формирования целостного мировоззрения. Ведь талантливые авторы создают в своих произведениях целые миры. Есть миры братьев Стругацких, Джоан Роулинг, Джона Толкиена, Сергея Лукьяненко. Не всё в этих мирах созвучно православному читателю, но подкупает их целостность, да и проблема добра и зла в них поднимается весьма многогранно – значит, есть повод для «закладки» нравственного базиса.
А ещё есть «Нарния» Клайва Льюиса, в которой автор творит совершенно христианский мир. Можно даже сказать, что именно православный, хотя сам Льюис был англиканином. Митрополит Каллист (Уэр) пишет: «Льюис видит и выражает христианскую истину так, как мог бы видеть и выразить её православный христианин. Исходит он из западных предпосылок, но снова и снова приходит к православным выводам. Апофатическое чувство сокровенности Бога, учение о Христе и о Троице, взгляд на тварный мир и на личность выражены в понятиях, которые близки восточному христианству. Поэтому он вполне имеет право на имя “анонимного православного”».
Но для того, чтобы усмотреть православные корни в книге Льюиса, нужно быть достаточно осведомлённым в православном вероучении. Тому, кто не имеет твёрдых знаний, могут понадобиться подсказки.
Вот их мы и дадим в следующем материале, а также попытаемся глянуть на это произведение в целом. Эту же заметку можете считать вступлением к циклу моих статей о художественных произведениях разных авторов.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий