Семь фактов о Святой Четыредесятнице
Великий пост – время сугубого покаяния. Неслучайно в самом его начале мы вспоминаем про скорбящего после своего грехопадения Адама. Поэтому Великий пост – для упражнения в молитве, удаления от зла, угашения страстей, обновления.
- Аналогом русской масленицы (мясопустной седмицы) на Западе является карнавал (от латинского слова carnem levare – «убрать мясо»). День, когда все просят друг у друга прощения, – Прощёное воскресенье – существовал у католиков прежде и назывался Эстомихи. В 1960-х годах, на Втором Ватиканском соборе, он был отменён. Великий пост в Западной Церкви начинается не в понедельник, а в Пепельную среду, когда духовенство в фиолетовых постных одеяниях рисует пеплом верующим на лбу крест.
- На вечерней службе первой седмицы Великого поста звучит: «Вначале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Первая из книг Священного Писания – Бытие – должна быть прочитана за пост полностью, все 50 глав. Вместе с Книгой Бытия прочитывается почти полностью Книга Притчей Соломона. Ежедневно, кроме выходных, до среды Страстной седмицы включительно, читается молитва Ефрема Сирина. Дважды за пост прочитывается Канон святого Андрея Критского – на первой неделе и на пятой.
- Служить торжественную литургию Великим постом не полагается в ожидании крестной смерти Спасителя, но и оставить верующих совсем без причастия нельзя. В 52-м правиле Трулльского Собора (VII в.) определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». На ней причащают Дарами, находившимися всё время в дарохранительнице, уже освящёнными на прежде бывшей литургии Иоанна Златоуста. Традиция восходит к древнему обычаю уносить из храма с собой часть Святых Даров для ежедневного причащения.
- В первые века христианства верующие постились перед Пасхой по-разному. Сначала пост длился от одного дня или 40 часов (полное голодание) до целой недели (седмицы) – в память страстей Спасителя. Самое раннее упоминание о 40-дневном Великом посте датировано 340 годом. Обязательность этого поста была закреплена 69-м Апостольским правилом в конце IV века. Но и после этого долгота и правила воздержания ещё долгое время были различными – в зависимости от природных условий, в которых жили верующие.
В IV–VI вв. продолжительность Великого поста приравнивали к «десятине года», аналогично обязательной церковной десятине от доходов человека. То есть пост должен был длиться 36,5 дня: семь седмиц (без суббот и воскресений) равны 35 дням плюс пост Великой субботы и половина дня от Пасхи (пост пасхальной ночи).
- Уже в древней Церкви отцы говорили, что гастрономические вопросы во время поста – не главное. «Пост есть лекарство, – писал Иоанн Златоуст, – но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всею строгостью разбирать и рассматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы».
- В Апостольском предании св. Ипполита Римского (III в.) сказано, что Петров пост восходит к Великому: «Если некий человек не смог поститься на Страстную седмицу – не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после Пятидесятницы».
- М. В. Ломоносов в трактате «О сохранении и размножении российского народа» обличал последствия разговения после Великого поста, когда немало народу умирало от переедания: «Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! Как с привязу спущенные собаки… там разбросаны разных мяс раздроблённые части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягчённые объядением и пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие постники».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий