Вступая в Великий пост
Бремя свободы
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)
Когда Архангел Гавриил возвестил Марии Божий замысел, он ожидал от Неё ответа: «Се, Раба Гос-подня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Этот ответ со стороны Марии не был предрешён заранее, Она могла отказаться. Пресвятая Троица уважает человеческую свободу.
Бог не стал бы человеком, не испросив сперва добровольного согласия Той, Кому предстояло стать Его Матерью. Это было необходимым условием. «Мы соработники (synergoi) у Бога», – говорит апостол Павел (1 Кор. 3, 9), и в первую очередь это относится к Деве Марии. В Благовещении Она стала Synergos, Соработницей Богу, – не просто послушным орудием в Его руках, но активным участником Таинства (Тайны). Как говорит святой Ириней Лионский, «Мария содействовала домостроительству».
Вот ключ к пониманию смысла поста. Пост связан с тем, как мы используем нашу человеческую свободу выбора. Великий пост – это время, когда мы учимся быть свободными. Ибо свобода, с одной стороны, есть нечто непосредственное, но, с другой стороны, и то, чему нужно учиться. Если бы вы спросили меня: «Вы играете на скрипке?» и я бы ответил: «Я не уверен, я никогда не пробовал…», мой ответ показался бы вам несколько странным. Потому что я вовсе не свободен сыграть сонату Баха на скрипке, если сначала, путём долгих и упорных занятий, не овладею инструментом.
На нравственном уровне дело так же обстоит и с проявлением нашей свободы. Будучи человеком, созданным по образу и подобию Божьему, я не обладаю истинной свободой, пока не научусь использовать данную мне свободу правильно, а подобное научение предполагает послушание, дисциплину и самоотречение.
Свобода не просто дар, это ещё и задача. Русская духовность называет это аскетическим подвигом. Как справедливо отмечал Николай Бердяев, «свобода не легка, как думают её враги, клевещущие на неё, свобода трудна, она есть тяжёлое бремя». Но также она есть привилегия и радость.
Печаль о грехе
В самом начале Великого поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», звучит Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Он разделён на четыре части и читается за Великим повечерием в первые четыре дня поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой…
Та культура, в которой мы живём и которая образует наши современные взгляды, в сущности, просто исключает понятие греха. Потому что грех – это прежде всего падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу»? Для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией.
Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей» он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернёт ему счастье и спокойствие. Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизречённой славы, сознаёт, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «Я согрешил». Эти слова приобретают своё подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.
Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
«Цыплячий» подвиг
Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остаётся от его подвига. На самом деле всё совершенно не так. Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни.
Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьёй. Денег я у неё не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, т.е. не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыплёнка и меня угостить. Я на этого цыплёнка посмотрел и увидел в нём конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыплёнка, я не мог их оскорбить.
Я пошёл к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: «Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от неё защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя ещё больше осквернить не может».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий